«Бабушка» достучалась до зрителей

Завершился кинофестиваль в Выборге

Фестиваль кино

Дебют Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» выстрелил в Выборге

Фото: ВГИК-Дебют

XXV фестиваль российского кино «Окно в Европу», проходивший в Выборге, подвел итоги. Лучшим фильмом игрового конкурса, по мнению жюри, стал «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, с этим не согласились зрители, отдав большую часть голосов за «Бабушку легкого поведения» Марюса Вайсберга. Рассказывает Станислав Ф. Ростоцкий.

Главный приз анимационного конкурса «За поэтичность и мастерское владение языком восточной культуры» достался фильму Андрея Кулева «Рыбы, пловцы, корабли», спецприз «За понимание страхов детской души» — «Бирюку» Полины Федоровой, а диплом «За первый твердый шаг в сторону своего “шкафчика”» — как специально, «Шкафчику» Дарьи Зиминой.

Лучшим неигровым фильмом оказался «Форсаж. Возвращение» Натальи Гугуевой, специальным призом «За гармоничное сочетание реального и метафорического» и призом имени Саввы Кулиша наградили «Последний вальс» Юлии Бобковой, дипломы получили «Про рок» Евгения Григорьева, «Татьяна и ее дети» Елены Ласкари и «Велком ту пирамида» Ивана Твердовского.

В конкурсе копродукции «Окно в мир» фаворитами тоже стали картины, имеющие самое непосредственное отношение к кинодокументу. Единственным на сто процентов художественным фильмом в числе победителей оказался «Пустой дом» Русудана Глурджидзе (Грузия—Россия—Хорватия—Испания). Он получил специальный приз жюри «За воплощение одной из самых актуальных тем современности» (имеются в виду локальные межэтнические конфликты). А обладателем главного приза оказался российско-бразильский проект «Красный русский» Чарли Брауна — обаятельная реконструкция семилетней давности путешествия двух юных бразильских красавиц в Москву для постижения секретов театрального мастерства. Русско-польский фильм Татьяны Чистовой «Убеждения» о призывной комиссии, разбирающей дела отказников (и о них самих), получил диплом «За убеждения», а Абдумамад Бекмамадов стал обладателем диплома «За лучшее исполнение роли самого себя» в «Песнях Абдула» Анны Моисеенко.

В основном игровом конкурсе «Осенние премьеры» фаворит был очевиден. Дебют Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (уже успевший получить главный приз программы «От Востока к Западу» в Карловых Варах) стал лучшим игровым фильмом «Окна в Европу». Исполнитель главной роли Евгений Ткачук был признан лучшим актером, а сценарист Алексей Бородачев удостоился приза медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов России (в Выборге был показан еще один фильм по его сценарию — «Жили-были» Эдуарда Парри). Это восхитительное, точное и мало на что похожее «кино дороги» имеет все шансы войти в итоговый список лучших отечественных фильмов года и основных фаворитов критиков («несгораемые» места в нем уже заняли «Аритмия» Бориса Хлебникова и «Теснота» Кантемира Балагова, показанные в Выборге вне конкурса).

Лучшим дебютом, по мнению жюри, стал «Лес» Романа Жигалова, а приз президента фестиваля в той же категории достался «Лавстори» Петра Тодоровского. Во внешне изобретательном, но иногда до обидного прямолинейном байопике «Хармс» Ивана Болотникова жюри отметило «высокий уровень визуально-музыкального решения». Кроме того, дипломов удостоились Олег Чугунов, сыгравший главную роль в фильме «Ничей» Евгения Татарова, а также актерский ансамбль «Девушки с косой» Ольги Поповой.

Но самым интересным был итог зрительского голосования. Первыми с конца в этом рейтинге оказались сразу три фильма основного конкурса, экспериментальные, дискомфортные, многозначительные и неуловимо похожие друг на друга: «Ложь или действие» Алексея Камынина (5,7 из 10 баллов), «Анатомия измены» Николая Дрейдена (4,8) и «Добрый вечер» Федора Константиновича (4,7). Эти работы не приглянулись и профессионалам. Главный выборгский триумфатор стал всего лишь «бронзовым» призером зрительского голосования (8,7), победившая на «Кинотавре» «Аритмия» заняла лишь второе место (8,9), а на первом — с 9 баллами из 10 возможных — оказалась «Бабушка легкого поведения» режиссера Марюса Вайсберга, которого генеральный директор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев на гала-премьере поспешил сравнить с Гайдаем и Рязановым. Проверить справедливость его аналогий можно совсем скоро: в отличие от подавляющего большинства выборгских победителей этого года, встреча которых со зрителями пока находится под вопросом, «Бабушка…» выйдет в российский прокат уже в этот четверг — той же тысячей копий, что «Чудо-женщина», «Босс-молокосос» и «Дюнкерк».

Вся лента