«Партнеры не примут в качестве оправдания больничный лист»

Читатели “Ъ” о том, пользуются ли они отпуском по нетрудоспособности

14 августа 1937 года в СССР была впервые введена практика выдачи больничных листов. “Ъ” спросил предпринимателей, насколько актуальна эта практика спустя 80 лет, и пользуются ли они сами и их сотрудники отпусками по нетрудоспособности.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Максим Недякин, член совета директоров сети гипермаркетов домашних товаров «Уютерра»:

— Для социальной защиты людей больничный лист должен быть непременно. Во времена СССР после определенного стажа работы по больничному люди получали такие же деньги, как если бы они ходили каждый день на работу. Сейчас такого нет: оплата зависит от зарплаты. Если у кого-то начинаются более серьезные вещи со здоровьем, чем простуда, тогда нужен не больничный, а страховка. При небольшой простуде можно договориться и провести два-три дня дома без оформления больничного. Бизнесмены и руководители компаний крайне редко уходят на больничный. Партнеры не примут в качестве оправдания больничный лист, они этого не поймут. Как не поймут и сотрудники, работающие у тебя, что нет денег на зарплату, потому что ты был на больничном. Я последний раз пользовался больничным больше десяти лет назад.


Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России:

— Бизнесу существование больничного листа никак не мешает и особых неудобств не доставляет, по нему ведь государство платит. Я не сторонник менять устоявшееся, пусть больничный лист остается — им уже 80 лет люди пользуются, он всех устраивает и даже кому-то нужен. Мне не очень нравятся значительные временные и бумажные затраты на его оформление, и если появилась какая-то другая форма подтверждения болезни человека, я был бы совсем не против.


Сергей Недорослев, председатель совета директоров компании «Каскол»:

— Мне больничные не нужны. Руководители реально не болеют так, чтобы лечь и лежать. Какие там больничные?! Я таких руководителей не видел. Все работают: им же некому больничный показывать — и с гриппом ходят, и с депрессией, и с инфарктами небольшими, и с переломами конечностей. Ну, если операция какая-то, пару дней лежат, пока их режут. Но сейчас так оперируют, что даже если сердце режут, и то через три дня ходишь уже.


Людмила Комкова, финансовый директор компании «Фабрикант.ру» (электронная торговая площадка):

— Конечно, нужен. В случае болезни работник не лишится дохода, он чувствует себя защищенным — это благотворно влияет на микроклимат в коллективе. Главное условие для этого — белая зарплата. Я считаю нынешнюю систему оплаты больничных вполне эффективной и справедливой. Особенно это касается молодежи, у которой появляется серьезный стимул работать только на предприятиях с белой зарплатой.


Олег Горелов, гендиректор ООО «Яблочный спас» (производство сока, сидра и плодовых вин, Москва):

— Некоторое возмещение заболевшему сотруднику — это справедливо, по-другому не может быть. Я ведь тоже заболеть могу — и что, мне не надо оплачивать период нетрудоспособности? Допускаю, что система оплаты по советскому образцу нуждается в изменениях, как и любые законы, но сказать, в каких именно изменениях, не могу. Если сотрудник нормальный и если он заболел, то любой директор должен его поддержать.


Александр Михайлов, гендиректор фермерского кооператива LavkaLavka:

— На 150 сотрудников мы выписываем пару больничных листов в год. Наши сотрудники питаются натуральными фермерскими продуктами, поэтому болеют редко. Кроме того, если сотрудник испытывает легкое недомогание, он работает из дома: в век IT-технологий не важно, где ты находишься физически. Если же мы оплачиваем больничный лист, то, конечно, руководствуемся Трудовым кодексом, сами ничего не изобретаем. Люди платят налоги, люди болеют — они имеют право на материальную поддержку, когда болеют.


Виктор Семенов, основатель компании «Белая дача»:

— Ни руководителям компаний, ни высокооплачиваемым сотрудникам больничные не нужны. Главы компаний живут своим делом — даже когда болезнь их приковывает к больничной койке, они продолжают работать. А сотрудники предпочитают отпроситься на пару дней и отлежаться дома, ведь больничный лист для них это потеря в зарплате. Конечно, в нашей компании есть молодые мамы, которые вынуждены уходить на больничный, чтобы ухаживать за больным ребенком. Им больничные очень нужны — часто отпрашиваться не получится. Но эти сотрудницы не злоупотребляют больничными. В Советском Союзе больничные оплачивались в размере 100%. Заболевший лечился, а не думал о том, сколько он денег потеряет из-за больничного листа. Сейчас этого нет, поэтому компании, у которых есть возможность, стараются компенсировать эти потери. В конце концов, это некая поддержка сотрудника, который наверняка не будет искать более социально ответственную компанию. Значит, текучести кадров не будет.


Сергей Рак, председатель совета директоров компании «Маркон» (бренд «Стардогс»):

— Мы законопослушная компания, поэтому требуем от своих работников предоставления больничных листов. Но есть нюансы — например, для многих офисных работников возможно по договоренности с руководством временное отсутствие на работе без предоставления больничного листа или работа из дома. В случае если уровень зарплаты работников не очень высокий, предоставление больничного обязательно, поскольку социальные выплаты сопоставимы с окладом. Это важно и рационально для нас с точки зрения налоговой нагрузки и нагрузки на фонд оплаты труда компании.

Группа «Прямая речь»

Вся лента