Новые приключения желтой кофты
Дмитрий Бутрин о культурных итогах рэп-баттла Oxxxymiron vs Слава КПСС
В день публикации на Youtube запись рэп-баттла года, Охххymiron против Славы КПСС (он же Гнойный) набрала более 8 млн зрителей. И следует быть готовым к тому, что к 2021 году заседания правительства РФ будут проводиться примерно в этом формате.
Впрочем, с определенной точки зрения они и сейчас так выглядят, страна и сейчас вообще мало что цитирует, кроме рифм и удачных панчей первых лиц. Поэтому буду делать вид, что, как и вы, не на прошлой неделе ознакомился с этой культурой, и объяснять, что происходит на рэп-баттле, нет необходимости — азы новой драмы мы тоже не разжевываем. Стоит только сообщить, что в случае рэп-баттла читаются тексты, созданные заранее; многие воспринимают это как чистую импровизацию здесь и сейчас — нет, это готовое неимпровизационное высказывание в жестко заданной форме рифмованных оскорблений, ближайшие аналогии можно обнаружить в средневековой скандинавской поэтической культуре.
Конечно, все это на русской почве уже так же далеко от американских рэп-баттлов 1990-х, как и от скальдов, поэтому от исконной формы тут остался разве что калькированный с американского профессиональный жаргон, система жестов, конвенционная матерщина (проигравший Oxxxymiron поразил публику шокирующим приемом — один раунд в режиме 6+) и модифицированная под великий и могучий рэп-интонация — русский оказался достаточно пластичным, чтобы все эти разговоры звучали как родная речь. В этом, собственно, и фишка — в рэп-баттле выигрывает носитель более сильного русского языка, в этом и соревнуются.
Конечно, более всего неофита в этом виде искусства изумит удивительная близость проблем, которые на самом деле обсуждали Oxxxymiron и Гнойный и друг с другом, и с публикой. Человек, знакомый с русским литературным процессом первой половины XX века, практически сразу скажет — бро, так это же не что иное, как битва «напостовцев» и рапповцев 1929 года, вот слева Владимир Киршон (пьеса «Как они кончат»), справа Сергей Михайлович Третьяков (пьеса «Рычи, Китай!»), РАПП в розовой рубашке, ЛЕФ в красной. Тень Маяковского в желтой кофте сверху пару раз пролетала, морщилась. Какой, к дьяволу, постмодернизм на постправде, люди, пишущие рифмованный текст, не стесняются в нем «дикой весны», «раненого льва», «темного леса, где полно паутин» и «замков на песке». Тут ведь и стендап-комик, имеющийся в жюри, скорчится. Не то чтобы нет находок: например, на рифме «ганглии — Англии» я подпрыгнул, как и на фразе «карманный жид Эдик» (декоративно-политический антисемитизм Гнойного, видимо, заемный, бруклинско-негритянского разлива). Но такого, на мой взгляд, немного, и не в нем дело.
Как и в случае РАПП и ЛЕФ, смысл спора — в художественном пути, утрачивающем со временем смысл. Блестящий 30-летний Oxxxymiron объяснял, что его успех, его оксфордского происхождения филология, его поиск деформирующейся формы, его изысканный name dropping и продвижение словаря иностранных заимствований в массы, не говоря уже о светской жизни и будущем концерте в «Олимпийском» — это путь всякого художника. Гнойный, в свои 27 выглядящий на все те же 19, вдохновенно, как русский хоккеист канадца, лупил оппонента (а на самом деле слушателей) чистым русским языком, который легко может быть и суковатой дубиной.
Конечно, силы были неравны: Oxxxymiron услышал не только то, что обычно слышат в свой адрес творцы, но и кое-что другое, более важное — чистое искусство должно быть чрезвычайно сильным, чтобы выигрывать у языка, живущего своей жизнью и тем, что на нем обсуждают, здесь и сейчас. Донбасс, «Он вам не Димон», Ургант, журнал «Ок!», программа космических исследований, социалистические настроения населения, да даже Гарри Поттер — это то, что можно обсуждать только вдохновенно и относясь к этому как-то и принимая близко к сердцу. Какой бы глупой она ни была, а текущую повестку нельзя поминать всуе, для увеличения числа просмотров, она рано или поздно придет и будет убивать, в том числе и вас. От нее не отговоришься церемонным «сударь» или обсуждением внутрицеховых проблем рэпа — нужны Роберт Фрост, Гораций или их наследники, а не случайные герои топа «Яндекса». Кстати, Гнойный и в амплуа журналиста-разоблачителя выглядел убедительнее — с фактурой у него все было ок.
Зачем все это смотреть? Хотя бы для того, чтобы увидеть, как трагически выглядит реальная попытка преодоления формы ради содержания. Ведь при одном слове «Рамзан» публика в зале прикусила языки, в современной культуре Чечня — это фигура неслучайного умолчания, а выходить за грани конвенций даже в рэп-баттле занятие отчаянных. Но я бы рекомендовал момент, когда Oxxxymiron действительно проиграл этот баттл. Это случилось тогда, когда после длиннейшего и остроумного авторского прогона он внезапно начал читать «Слово» Николая Гумилева — слабый, раздерганный, подражательный, но хрестоматийный текст, который поставил всех на свои места.