Штраф на пустом месте
Мэрия Самары вернулась к вопросу создания в городе платных парковок
Глава города Олег Фурсов вышел в губернскую думу с инициативой об установлении штрафов в размере 1–2 тыс. руб. за неоплату использования платных парковочных мест. В конце 2014 года администрация Самары определила места под создание платных парковок — в основном их предполагалось сделать в исторической части города. Для реализации проекта мэрия намеревалась привлечь инвестора, был объявлен соответствующий конкурс. Но в январе 2015 года конкурс был отменен, платные парковки в городе до сих пор не созданы. Эксперты уверены, что инвестора для создания парковок в Самаре найти будет не сложно.
Глава Самары Олег Фурсов вышел в губернскую думу с законодательной инициативой о введении штрафов за неоплату пользования платными парковками. Соответствующие поправки предлагается внести в областной закон «Об административных правонарушениях». Размер штрафа составит 1 тыс. руб., в случае повторного нарушения он будет увеличен до 2 тыс. руб. Правом составления протоколов в случае выявления указанных нарушений предлагается наделить членов административных комиссий, а полномочиями по рассмотрению этих дел — сами комиссии.
Как отмечается в пояснительной записке к законодательной инициативе, принятие проекта будет «ориентировать граждан на законопослушное поведение», а также поможет «пополнить доходную часть регионального и местных бюджетов как за счет вносимой платы за пользование парковкой (парковочным местом), так и за счет налагаемых на правонарушителей административных штрафов». Также в законопроекте в качестве примера приводятся размеры штрафов за аналогичные правонарушения, установленные в других регионах. Так, в Казани, Тульской области и Москве он составляет 2,5 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 3 тыс. руб., в Свердловской области — от 1 до 3 тыс. руб., в Калужской — 500 руб., в Краснодарском крае — 1 тыс. руб. Общая сумма выписанных в Казани штрафов за 2015–2016 годы за неоплату использования платной парковки составила 107 млн руб., правда, взыскано только 49 млн (46 %) от начисленной суммы. В Туле за 2016 год за те же нарушения было взыскано 10 млн руб.
В Самаре при этом платные парковки пока еще не созданы. Впервые информация о том, что такие парковочные зоны появятся в городе, была озвучена в ноябре 2014 года. В мэрии Самары заявляли, что организация платных парковок должна помочь «разгрузить улицы в центре города, сделать их удобнее для пешеходов и общественного транспорта». В декабре того же года мэрия определилась с адресами, на которых планировалось создать платные парковки — всего их было названо 26, и они располагаются в исторической части города или около нее. Заявлялось о планах обустройства 3790 платных парковочных мест на ул. Полевой, Молодогвардейской, Волжском проспекте, ул. Льва Толстого, Вилоновской и других улицах. Кроме того, власти Самары планировали оборудовать платную парковку на 48 мест перед Театром драмы и еще одну на 168 мест перед зданием Дворца спорта ЦСК ВВС. Еще две площадки в общей сложности на 120 парковочных мест хотели обустроить на площади Куйбышева.
Планировалось, что реализацией проекта займутся коммерческие компании, которые будут отобраны по итогам торгов. Соответствующий конкурс был объявлен администрацией Самары в декабре 2014 года. Инвестор, согласно опубликованному в рамках конкурса проекту соглашения, должен был за свой счет оборудовать парковки всем необходимым для их функционирования, включая паркоматы, конструктивные элементы, технические средства организации дорожного движения, информационные щиты и прочее. За это он получил бы процент доходов за пользование созданными им платными парковками. Какой процент, в документах не уточнялось. При этом сами парковки после проведения всей необходимой работы планировалось перевести на баланс городской администрации. Тогда же власти опубликовали методику расчета цены платных парковок в Самаре, где за базовую стоимость была взята сумма 30 руб. в час.
В январе 2015 года администрация Самары отменила конкурс по поиску инвестора для создания в городе платных парковок, объясняя это «необходимостью корректировки проекта»
В январе 2015 года администрация Самары отменила конкурс по поиску инвестора для создания в городе платных парковок, объясняя это «необходимостью корректировки проекта». С тех пор в публичную плоскость информация о каких-либо действиях мэрии, связанных с созданием платных парковок, не выходила. В управлении информации и аналитики администрации Самары вчера на запрос не ответили.
Однако источники „Ъ“ в мэрии рассказали: «Инвестор, который хотел реализовать проект в 2015 году, готов был работать на невыгодных для города условиях. Сейчас ведутся переговоры с другим инвестором, который рассматривает возможность зайти на площадку на интересных для муниципалитета условиях».
Член комитета по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи Самарской губернской думы Вячеслав Малеев в беседе с „Ъ“ заметил, что необходимость создания платных парковок на некоторых улицах Самары действительно есть. «Если в городе сегодня не наводить порядок с парковочными местами, мы получим транспортный коллапс», — добавил господин Малеев. С тем, что с парковками в городе проблемы, согласен и экс-депутат губернской думы Алексей Чигенев. Правда, он предлагает другой выход из этой ситуации: по его мнению, под парковки вполне можно было бы отдать газоны, находящиеся не в парках и скверах, а около жилых домов.
Генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин убежден, что проект создания платных парковок «безусловно, будет интересен инвесторам», поскольку «маржинальность парковочного бизнеса может достигать 25–30 %». «Я думаю, при условии привлекательности формата желающих заработать на городском паркинге будет предостаточно, а это значит, что город может диктовать свои правила и добиваться максимально выгодных условий для себя», — полагает господин Паршин.
На вопрос „Ъ“ о том, почему муниципальные власти спешат передать городской паркинг в руки предпринимателей, Роман Паршин ответил, что «такая, уже отработанная в других регионах РФ схема позволяет получать доход от городского паркинга без вложения бюджетных средств в создание и обслуживание инфраструктуры». «Более того, муниципалитет также будет зарабатывать еще и на штрафах», — добавил он.