Убытки прикроют билетами
Расходы транспортных предприятий Нижнего Новгорода сократят повышением цены на проезд
Администрация Нижнего Новгорода представила новую линейку тарифов на проезд в городском общественном транспорте. С 15 августа разовая стоимость поездки вырастет на 8 руб. — до 28 руб. За счет повышения стоимости проезда власти намерены снизить убытки муниципальных транспортных предприятий. Однако даже с учетом роста цены выпадающие доходы только Нижегородского метрополитена в следующем году составят 850 млн руб. Кроме того, планам властей может помешать рынок: если частные перевозчики не поднимут стоимость проезда, нижегородцы могут отдать предпочтение им. Сейчас частные компании обслуживают половину городских маршрутов.
Заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Миронов рассказал о повышении тарифов на проезд в муниципальном общественном транспорте с 15 августа. Цена билета в городских автобусах, троллейбусах, трамваях и метро повысится на 8 руб. до 28 руб. Последний раз повышение стоимости проезда в городе проводилось в 2012 году. По словам Сергея Миронова, одна из главных задач нового тарифного меню — перевести оплату проезда полностью в безналичный расчет, предоставив скидку на проезд по электронным проездным. Более широкое внедрение автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) позволит перевозчикам в реальном времени отслеживать пассажиропотоки и корректировать транспортную политику, а также вести учет выручки, считают в администрации. Директор компании-оператора АСКОП «Ситикард» Юрий Рябиков назвал эти нововведения «революционными шагами администрации», которые не только стимулируют переход на безналичную систему оплаты, но и позволят пассажирам пользоваться разными видами транспорта во время пересадок по цене одной поездки.
Повысить стоимость проезда городским властям пришлось из-за убытков муниципальных транспортных предприятий, сообщили в мэрии (убыток «Нижегородпассажиравтотранса», «Нижегородэлектротранса», нижегородского метро по итогам 2016 года составлял от 230 млн до 463 млн руб.). Особенно высокими они оказались у метрополитена, поскольку обслуживание инфраструктуры подземки обходится дороже всего. Однако даже с учетом того, что цена билета повысится, она не покроет себестоимость поездки в метро — 41,6 руб., рассказал директор МП «Нижегородское метро» Олег Яушев. «Мы спрогнозировали, что общий доход метрополитена при новых тарифах в 2018 году составит 730 млн руб., а затраты, подтвержденные Региональной службой по тарифам, — 1,58 млрд. То есть почти 850 млн руб. это выпадающие доходы, которые ложатся тяжелым бременем на городской и областной бюджеты. В эти затраты не входит ни капремонт станций и тоннелей, ни капитально-восстановительный ремонт вагонов. То есть тариф в 28 руб. — это для нас не панацея», — пояснил господин Яушев.
Что касается «Нижегородпассажиравтотранса» и «Нижегородэлектротранса», то, по прогнозам чиновников, повышение тарифов на проезд позволит им не наращивать ежемесячные убытки от текущей деятельности и со временем выйти на безубыточность. Однако для этого также необходимо заменить постоянно ломающийся старый подвижной состав: из 350 городских «ЛиАЗов» около половины давно выработали свой ресурс. Глава администрации Сергей Белов пообещал, что до 1 сентября на городские маршруты выпустят дополнительно 100 новых больших низкопольных автобусов, которые власти приобрели в лизинг. При этом городская администрация продолжит дотировать все предприятия, выделяя им в качестве субсидий более 1 млрд руб. в год. Власти не берутся прогнозировать, как быстро вырастут доходы муниципальных перевозчиков, поскольку опасаются, что население пересядет на маршрутки. Частные компании вправе самостоятельно устанавливать стоимость проезда. Не исключено, что в борьбе за пассажира частники, которые обслуживают половину из 102-х городских маршрутов, какое-то время будут держать старые цены, оттягивая выручку у городских транспортных предприятий, опасаются чиновники. В то же время в администрации полагают, что те перевозчики, которые в 2017 году выиграли тендеры на перевозку пассажиров и по условиям контракта обязаны обновить автопарк, повысят тарифы, чтобы окупить свои затраты. Несколько частников, пришедших на презентацию тарифного меню, сообщили, что повысят стоимость проезда до 28 руб.
Тем же, кто эксплуатирует старые «ПАЗы», со временем тоже придется встраиваться в новую экономику пассажирских перевозок: в рамках реформирования маршрутной сети до конца октября на конкурсах будут разыграны 25 маршрутов, а затем начнется подготовка аукционов 2018 года. До конца следующего года власти рассчитывают обновить 90% муниципального и частного автобусных парков.