Президента погрузят в Лавну
Проект терминала будет обсуждаться в Калининграде
Проект развития Мурманского транспортного узла на 50 млрд руб. решено реализовывать в рамках механизма концессии. Но его ключевой элемент, угольный терминал «Лавна», не располагает достаточными потенциальными объемами грузов без их привлечения из Прибалтики и других портов России. И хотя параметры проекта до сих пор не утверждены, уже понятно, что развитие железнодорожной инфраструктуры для него потребует дополнительно 21 млрд руб. из бюджета. Эксперты считают, что ускоренный ввод проекта может быть экономически оправданным.
По словам источников “Ъ”, на совещании по развитию транспортной системы Северо-Запада, которое должен провести Владимир Путин 16 августа в Калининграде, будет обсуждаться, в частности, переключение грузопотоков с портов Прибалтики, проект развития железнодорожных подходов к портам региона и Мурманский транспортный узел (МТУ).
Ключевым объектом МТУ должен стать угольный терминал «Лавна» мощностью перевалки 18 млн тонн в год на западном берегу Кольского залива. Проект реализует ООО «Морской торговый порт Лавна», которое в 2016 году Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) выкупила у «Кузбассразрезугля». Плановые инвестиции — 24,9 млрд руб. без учета железнодорожной ветки станция Выходной—Лавна (46 км). В исходной конфигурации эта ветка стоила 41,5 млрд руб. и была рассчитана на пропуск 28 млн тонн грузов в год, что учитывало нефтяной терминал на 10 млн тонн (от этого проекта отказались).
В июне глава Минтранса Максим Соколов оценивал МТУ в 50 млрд руб. и говорил, что проект может быть реализован через инфраструктурную ипотеку. Однако, по данным “Ъ”, еще в апреле Дмитрий Медведев поручил ведомствам и ОАО РЖД представить в правительство предложения по механизмам завершения проекта МТУ к 2020 году, «имея в виду его финансирование за счет внебюджетных средств с последующим возмещением инвестору из федерального бюджета в рамках концессионного соглашения».
Кто может выступить соинвестором, пока неизвестно. В марте мурманские власти говорили, что проектом интересуется китайская Poly. В июне ГТЛК договорилась с трейдером Mercuria Energy Trading SA о возможном участии на условиях подписания контракта take or pay, гарантирующего загрузку терминала на период окупаемости проекта. Также, говорит один из собеседников “Ъ”, ГТЛК провела переговоры с группой «Востокуголь» Дмитрия Босова о возможности перевалки через Лавну до 6 млн тонн угля в год и участии в финансировании железнодорожной инфраструктуры. В «Востокугле» на запрос “Ъ” не ответили. Источник “Ъ” в отрасли считает, что профильный инвестор может затруднить доступ к терминалу малых и средних угольных компаний.
Реализация проекта МТУ потребует расширения имеющейся инфраструктуры. По данным “Ъ”, еще в мае старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Михайлов писал в Минтранс, что сейчас у монополии на развитие подходов к МТУ, в том числе в рамках участка Волховстрой—Мурманск, предусмотрено 27,6 млрд руб. в 2021–2024 годах. Этот вариант рассчитан на дополнительную перевозку в Мурманск к 2025 году 7,9 млн тонн грузов, из них 4 млн тонн в адрес Лавны. Но если проект будет реализован в полном объеме, погрузка к 2025 году может увеличиться на 21,9 млн тонн. Чтобы обеспечить эти потоки, требуется выделить ОАО РЖД 21 млрд руб. Вчера в ОАО РЖД “Ъ” лишь сообщили, что ждут уточнения объемов грузовой базы в адрес терминала в Лавне.
Вопрос, по информации “Ъ”, обсуждался 27 июля на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, по итогам было отмечено «отсутствие достаточной грузовой базы для перевалки на терминале “Лавна”, кроме переориентируемых объемов перевалки из других портов России и Прибалтики». В ГТЛК не смогли оперативно ответить на запрос “Ъ”.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в условиях текущих ограничений железнодорожной инфраструктуры и локомотивного парка для обеспечения экспорта угля через порты Дальнего Востока интерес к диверсификации направлений экспорта поставок объективно возрастает. Ускорение сроков ввода Лавны, считает эксперт, несмотря на увеличение расходов, снизит риски и улучшит окупаемость проекта, сделав его более конкурентоспособным в борьбе за грузовую базу.