Перемены к прежнему
«Огонек» пытался найти новое в анонсах телеканалов
На российском ТВ стартовал новый сезон. "Огонек" разузнал, чем намерены удивить зрителей телеканалы, и сам удивился тому, насколько это не ново
Такое впечатление, что нынешний телесезон начался с фальстарта: с конца июля зритель пытался уследить за перетоком с канала на канал ведущих и передач, попутно гадая, что бы все это значило.
Напомним вкратце. С "Первого канала" на "Россию-1" переметнулись Андрей Малахов (в ток-шоу "Прямой эфир") и программа-долгожитель "Пока все дома" (в эфире с 1992 года).
Место Малахова в ток-шоу "Пусть говорят" занял бывший ведущий новостей Дмитрий Борисов, а в субботней программе "Сегодня вечером" теперь Максим Галкин, а также Юлия Меньшова, чья передача "Наедине со всеми", выходившая четыре года, закрылась.
Наконец, Александр Олешко, ведущий развлекательных программ на "Первом", теперь на НТВ в детском шоу "Ты супер! Танцы" — в связке с хореографом Егором Дружининым, покинувшим жюри популярного шоу "Танцы" на ТНТ.
Запутаться в этих перестановках легко, а вот разглядеть в них логику почти невозможно. Вероятнее всего, зритель и вовсе их не заметит, резонно углядев в сюжетно-кадровой чехарде лишь имитацию обновления.
Не в этом ли в самом деле и ключ к новому телесезону, да и вообще к происходящему на ТВ? Столь легкая взаимозаменяемость говорит о том, что ассортимент передач на каналах остается примерно тем же. Да и раскручивать в эфире новых ведущих не с руки — каналам выгоднее собирать рейтинги при помощи лиц, которые хорошо знакомы зрителям. Кстати, вот еще пример из этой же серии: "Первый канал" в новом (шестом по счету) сезоне шоу "Голос" возвращается к "эталонному" составу жюри — Градский, Агутин, Билан, Пелагея.
Серийный прием
Меж тем медиааналитики сигнализируют: российское ТВ в этом году постепенно выходит из кризисного пике, нижняя точка которого пришлась на 2014-2015 годы, когда падение рекламного рынка подкосило телепроизводство. Каналы охотнее закупают свежий контент, но вот с новыми форматами экспериментировать остерегаются. В тренде прежде всего сериалы: даже юбилей октября 1917-го нам подадут в этом формате (см. "Каталог"). А на рекорд, похоже, идет НТВ: к показу на канале готовится аж 120 сериалов.
Из анонсов центральных телеканалов ясно: наш телеэфир этой осенью снова загрузят детективными сериалами. Зато внутри жанра фантазия телевизионщиков разгуляется: будут детективы и исторические, и мистические, и приключенческие, будут даже "детективные триллеры". Актерские составы — сплошь нынешние звезды, причем у каждого канала свои коллекции артистов, кочующих из картины в картину и из эпохи в эпоху. К слову, современность в сериалах превалирует, советских расследований тоже хватает, а вот вглубь веков сценаристы устремляют свой взор нечасто.
Герои детективов, судя по анонсам, намерены порадовать нас "свежими характерами". Обещано также, что к оперативникам, следователям, прокурорам прибавятся адвокаты. В моде и раскрытие преступлений парами, где один из героев неофит (актер, журналист, экстрасенс), что оживляет командную работу с профессионалом.
Еще один расхожий прием: у детектива-2017 — женское лицо. Например, Людмила Чурсина играет даму-детектива в "Чисто московских убийствах" на ТВЦ, да и вообще в большом числе сериалов справедливость восстанавливается слабым полом. Впрочем, новость эта не новая — все к тому шло: именно так и строится сюжет в детективах-рекордсменах эфира — сериалах "Тайны следствия" ("Россия-1", на ТВ с 2000 года) и "След" ("Пятый канал", с 2007-го).
Посмеяться и поплакать
Из недетективного у телеканалов в этом сезоне популярен жанр драмеди — это где сразу и смех, и слезы. На каналах, больше ориентированных на молодежь, в почете "чистые" комедии, например "Ивановы-Ивановы", "Команда Б", "Психологини" на СТС, продолжение сериалов "Ольга" и "Физрук" на ТНТ, "Любимцы" на "Пятнице". "Мистический" ТВ-3 в этом сезоне устраивает (вместе с "В контакте") "чемпионат России по сериалам", предлагая прислать на телеканал пилотное видео и по лучшему, которое выберут зрители, снять сериал.
Телеэфир этой осенью загрузят шоу и детективами
Среди масштабных премьер "большой тройки" аносированы следующие. На "Первом канале" — байопик "Светлана" о дочери Сталина и "приключенческая мелодрама" "Золотая орда". На "России-1" — "Доктор Рихтер" (адаптация американского "Доктора Хауса") с Алексеем Серебряковым в главной роли. На НТВ — драмы "А.Л.Ж.И.Р." о сталинском лагере жен изменников Родины и "Юбилейный встречный" с Владимиром Машковым.
По части развлекательных шоу все тоже практически без перемен — они по-прежнему остаются частью обязательной программы каналов с ограниченным числом номеров (танцы, песни, трюки) и упором на детей. "Первый" покажет, помимо упомянутого "Голоса", шоу талантов "Старше всех!" с Максимом Галкиным: популярный ведущий в противоход общей тенденции переключился с малышей (в предыдущем сезоне он вел шоу "Лучше всех!") на тех, кому за 55. "Россия-1" представит новые сезоны шоу "Удивительные люди" (суть ясна из названия) и детского конкурса "Синяя птица". На НТВ будет конкурс детских танцев, а еще музыкальный "Квартирник" с Евгением Маргулисом.
Наконец, ТНТ предложит целую гирлянду комедийных шоу, отпрысков Comedy Club — "Студия Союз", "Импровизация", "Открытый микрофон", а также музыкальный проект "Песни" (новых звезд шоу-бизнеса будут лепить Тимати и Максим Фадеев). К чему будет добавлен 18-й (!) сезон "Битвы экстрасенсов". СТС анонсирует "Успех" — вокальный конкурс вперемежку с реалити-шоу "на вылет".
Реальность в новой постановке
Возвращение реалити на наше ТВ можно считать еще одной новостью. Только теперь в моде не психологические самораздевания на публику, а смена ролей. НТВ покажет "Трудно быть боссом", где топ-менеджеры из разных секторов бизнеса и регионов примеряют форму простых работников, а также "Право на отпуск", в котором распадающиеся семьи спасают отдыхом.
На "Домашнем", который ориентирован на женскую аудиторию, покажут новый сезон "Свадебного размера", где худеют пары, набравшие вес за годы семейной жизни. На канале для мужчин "Че" выпустят реалити о противостоянии мошенникам "Решала" и "Антиколлекторы". На телеканале "Ю" ожидаются шоу "Беременный папа" (о подготовке к отцовству) и "Обмен женами". "Пятница" готовит к показу второй сезон шоу "Пацанки", где маргиналок превращают в леди.
Что касается общественно-политических программ, то новинок в анонсах каналы не заявляют. Согласитесь, будет неожиданно, если именно по этой части нас ждет сюрприз.
Экспертиза
Сырой продукт
На российском телевидении много перекосов. Телеканалы и прежде в избытке показывали ток-шоу с криками, склоками и взаимными обвинениями. А за последнюю пару лет подобных передач лишь прибавилось. Поэтому главное, на мой взгляд, чего сегодня недостает на нашем ТВ, это как раз разговорных программ. Казалось бы, не хватает простого — человеческого разговора о реалиях, в которых мы живем, о внутренней жизни страны. Однако найти хотя бы что-то к этому близкое почти невозможно. Исключение, пожалуй, канал "Культура", который имеет свою особую направленность.
Федеральный эфир забит программами "песни и пляски", шутейными передачами. Хотя их уместнее смотреть как раз в интернете: и выбор больше, и там они зажигательнее, что ли. В интернет зритель идет и за иностранными сериалами, потому что российское телевидение не в состоянии показывать их в том объеме, в каком они представлены в Сети, а спрос на них большой. Нашим телеканалам стоило бы привлекать аудиторию своей оригинальной продукцией. Но и тут проблема.
Мне лично, да, думаю, и многим другим зрителям, хотелось бы видеть на ТВ хорошее, осмысленное кино. Понятно, что в стране экономический кризис, производство телевизионной продукции подорожало, зарплаты упали — все это не могло не сказаться на качестве. Но если поначалу это почти не было заметно, то сериалы, которые сейчас идут на каналах,— это просто катастрофа! По большей части они сняты еще несколько лет назад в Киеве, потому что там дешевле. Но при всем уважении к братской Украине она все же не самая кинематографическая страна.
Сериалы на нашем телевидении — просто катастрофа
На телевидении к тому же до невозможности заезжена советская тема. И ведь эти сериалы в массе своей подделка. Я, как человек, который помнит советскую реальность, как было в то время, не могу всерьез воспринимать эти "творения".
Хочется больше экранизации классики. У Островского девица ищет богатого жениха — это ли не сюжет из сегодняшней жизни? Или у Гончарова в "Обыкновенной истории" провинциальный талант едет покорять столицу. Зачем, спрашивается, высасывать сюжеты из пальца, когда они под носом — в нашей литературе...
Я много езжу по стране и вижу: у нас по-прежнему многие смотрят телевизор. Считать, что вместо него люди массово повадились в интернет,— большое заблуждение. Это две разные модели потребления информации. Телеканалы сами решают, что показывать, а зритель лишь выбирает, какой из каналов смотреть, то есть получает готовый продукт (о его качестве уже сказано). В интернете иначе: нужно быть достаточно продвинутым, чтобы понимать, чего хочется, и быть готовым самому это искать.
Детали
Куда уходит зритель
Аудитория эфирного ТВ сокращается во всем мире, Россия — не исключение. Вот, пожалуй, самые популярные форматы, которые идут на смену традиционному телевидению
Персональный запрос
Обычное телевидение — линейное. То есть работает по программной сетке, и чтобы увидеть любимую передачу, надо прильнуть к экрану в точное время. Все большую конкуренцию ему создает нелинейное ТВ: оно позволяет смотреть нужную программу в удобное время и на любом носителе — телевизоре, компьютере, смартфоне. Технология "видео по запросу", впервые запущенная в Гонконге в 1990-м, с развитием интернета переживает бум. На нее переориентировались телеканалы, начав размещать записи программ на своих сайтах. А главное — действуют специальные платные сервисы (в их числе — онлайн-кинотеатры) с картотеками фильмов и сериалов на выбор. Эти сервисы также создают свой контент, как, например, американский Netflix, выпускающий популярный сериал "Карточный домик".
Говорит и показывает влогер
Еще одна альтернатива — видео в интернете. Сегодня человек в среднем тратит 47,4 минуты в день на просмотр видео в Сети, большей частью на мобильных устройствах. По статистике BrandScience, если по ТВ российские зрители чаще смотрят новости и фильмы, то на смартфонах — музыкальные клипы и видеоблоги, на планшетах — фильмы. Для этого используются видеохостинги (самый известный — YouTube) и соцсети. Специфика этой альтернативы в том, что зритель может сам создавать контент, вести собственный видеоканал, выкладывая ролики. Популярные видеоблогеры (иначе — влогеры, ютьюберы) имеют миллионные аудитории и доходы от рекламы, которую размещают в своих "видосах".
Там и сейчас
Онлайн-трансляции, по сути, то же видео в интернете, но по факту они стали самостоятельным форматом. Это и запланированные показы в режиме live, например спортивных состязаний, театральных постановок, и вещание с места происшествия (теракта, митинга, природных катаклизмов) как журналистами для СМИ, так и случайными очевидцами для соцсетей. Трансляции бывают даже криминальными, как трагедия в Псковской области в ноябре 2016-го, когда двое школьников вели в Сети трансляцию того, как скрывались в частном доме от полицейских, вызванных их родными, а в конце покончили с собой. А еще есть стриминг — онлайн-трансляции, которые ведут геймеры ("Огонек" писал о феномене в N 23 за 2017 год).
Каталог
Рожденные революцией
На статус главных премьер телесезона претендуют три сериала, которые продюсеры "большой тройки" готовят к показу этой осенью, под вековой юбилей революции 1917-го. "Огонек" разузнал, каким нам покажут юбилейный Октябрь
"Троцкий"
"Первый канал"
Драма, 8 серий
Режиссер: Александр Котт ("Брестская крепость", "Обратная сторона луны", "Елки-2" и др.)
В ролях: Константин Хабенский (Троцкий), Ольга Сутулова, Максим Матвеев, Евгений Стычкин (Ленин), Сергей Гармаш, Михаил Пореченков (Парвус), Сергей Безруков и др.
Из описания: "1940 год. Укрывающийся в Мексике политический эмигрант Лев Троцкий, потеряв за 11 лет изгнания всех близких и родных, понимает: его вечный враг, его тень, его немезида Сталин будет преследовать его до конца дней... Он оставит политическое завещание, впервые искренне рассказав о том, как бедный еврейский юноша стал пророком нового мира и разрушил крупнейшую империю, поднимая на борьбу идеями, словом и магнетизмом легионы голодных и обездоленных".
"Демон революции"
"Россия 1"
Многосерийный художественный фильм, 8 серий
Режиссер: Владимир Хотиненко ("72 метра", "Гибель империи", "Бесы" и др.)
В ролях: Евгений Миронов (Ульянов-Ленин), Федор Бондарчук (Парвус), Дарья Екамасова (Крупская), Виктория Исакова (Инесса Арманд), Паулина Андреева, Максим Матвеев и др.
Из описания: "1915 год. Европа охвачена огнем Первой мировой войны. В это время теоретик революции, политэмигрант и авантюрист Александр Парвус проводит переговоры с министром иностранных дел Германии. Переговоры заканчиваются неожиданным успехом. Немецкое правительство выделяет лично Парвусу "немалые деньги", которые должны пойти на революцию в России. С этого начинается наша история о жизни этого незаурядного человека и его роли в исторических событиях, завершившихся в октябре 1917 года".
"Хождение по мукам"
НТВ
Экранизация романа Алексея Толстого, 12 серий
Режиссер: Константин Худяков ("На Верхней Масловке", "Однажды в Ростове" и др.)
В ролях: Юлия Снигирь, Анна Чиповская, Леонид Бичевин, Павел Трубинер, Светлана Ходченкова, Андрей Мерзликин, Антон Шагин и др.
Из описания: "Санкт-Петербург, 1914 год. Город живет "словно в ожидании рокового и страшного дня", общество жаждет перемен. В центре истории — сестры Булавины: Катя и Даша. Обе девушки влюблены в поэта-декадента Алексея Бессонова, который меняет их мировоззрение и привычный образ жизни... Первая мировая вносит в беззаботное существование Булавиных-Смоковниковых новые смыслы и переживания. Когда война подходит к концу, кажется, счастье близко... Однако революция и Гражданская война полностью меняют жизнь сестер, их семей и всей страны".
Брифинг
Ирина Смирнова, генпродюсер кинокомпании "Русское"
Закупочные цены каналов (на контент от производственных компаний.— "О") в рублях упали на 15-20 процентов в 2015 году... Эти цены не вернулись к докризисным, а запросы творцов и съемочной группы, пожалуй, стали даже выше. Объем производства вернулся к докризисному уровню, поэтому и расценки у всех идут вверх, спрос превышает предложение по качественным сотрудникам.
Сергей Шнуров, музыкант
Интернет победит телевизор, интернет его уже побеждает. Ну просто он побеждает ровно по одной причине, что актуальный русский язык сейчас переместился, у него есть возможность выплеснуться в интернете. Народ перестал говорить тем языком, которым говорят в телевизоре. Еще 10 лет назад они совпадали, но сейчас просто пропасть между ними.
Александр Цекало, генпродюсер компании "Среда"
Почему в Америке умудряются снимать качественные полицейские драмы, семейные, мелодрамы? Почему у нас все разделено? Если мелодрама, значит, что-то слезливое. Если про полицейских, значит, там снимаются какие-то уродливые люди... Ведь зрители следят за отношениями. Они не следят за полицейскими интригами. Людям важно, как меняется герой, им важно сопереживать.