Шахматистов выставили на клик
Организатор чемпионского цикла продает спонсорство через интернет
Компания World Chess by Agon Limited, занимающаяся организацией состязаний в рамках чемпионского цикла в шахматах, выступила инициаторам новшества в области спортивного маркетинга. Она открыла «онлайн-магазин», в котором можно «в один клик» за $20 тыс. приобрести статус спонсора известного гроссмейстера. В World Chess пока не готовы дать прогноз по поводу того, какую сумму собираются получить благодаря «магазину», подчеркивая, что речь идет скорее о «стратегическом решении, доказывающем: шахматисты тоже могут быть объектами спонсорства».
Компания World Chess by Agon Limited, которой принадлежат коммерческие права на соревнования в рамках чемпионского цикла в шахматах, открыла на своем интернет-сайте страницу, которую называет «онлайн-магазином». В качестве товара в нем представлены права на спонсорство 11 участников заключительного этапа серии Гран-при: он состоится в ноябре в испанском городе Пальма-де-Мальорка. В список попали армянин Левон Аронян, россиянин Петр Свидлер, американец Хикару Накамура, француз Максим Вашье-Лаграв, норвежец Йон Людвиг Хаммер, израильтянин Борис Гельфанд, китаец Дин Лижэнь, голландец Аниш Гири, испанец Франсиско Вальехо Понс, индиец Пентала Харикришна и азербайджанец Теймур Раджабов. Большинство из этих гроссмейстеров — звезды шахмат, а Аронян, Накамура и Вашье-Лаграв входят в топ-десятку рейтинга Международной федерации шахмат (FIDE).
Пользователям «онлайн-магазина» предлагается «в один клик», заполнив небольшой формуляр, получить возможность оформить статус «официального национального спонсора» гроссмейстера, позволяющий размещать спонсорский логотип на пиджаке спортсмена во время турнира (соответствующее обязательство записано в контрактах игроков). В пакет стоимостью $20 тыс. входит также «упоминание спонсора в пресс-релизах после выигранных партий», а также ряд других бонусов.
Анонсируя открытие «магазина», World Chess охарактеризовала эту акцию как «первую в истории». Действительно, до сих пор в спорте спонсорский или партнерский статус являлся итогом, как правило, довольно длительных и сложных переговоров. В данном случае предусмотрено его сверхбыстрое оформление, а ограничений для претендентов — минимум. Владелец сайта уточняет, что «у каждого игрока может быть только один партнер», а «спонсорами не могут быть компании, деятельность которых противоречит правилам Международного олимпийского комитета»: то есть гроссмейстер не может рекламировать «некоторые виды алкоголя и табачной продукции».
В анонсе, сопровождавшем открытие «онлайн-магазина», приводятся цифры, характеризующие, по мнению World Chess, высочайшую популярность шахмат. В нем указано, что в них «играют более 600 млн человек по всему миру» и что «медиаохват» прошлогоднего матча за титул чемпиона мира в Нью-Йорке, в котором норвежец Магнус Карлсен одолел на тай-брейке россиянина Сергея Карякина, «превысил миллиард». Это, как полагает World Chess, означает, что шахматы «вернулись в ряд привлекательных активов для спонсоров».
Между тем о полноценном возвращении говорить пока все-таки рано. К шахматным событиям, сопоставимым в плане гонораров участников и спонсорского ажиотажа с наиболее успешными в коммерческом плане индивидуальными видами вроде тенниса или легкой атлетики, относятся, пожалуй, только собственно чемпионский матч, а также кандидатский турнир с участием восьми гроссмейстеров, в котором определяется соперник обладателя титула. А, скажем, суммарный призовой фонд четырех этапов нынешней серии Гран-при (два сильнейших шахматиста по ее итогам попадают в «кандидатскую восьмерку») составляет €520 тыс.— не так уж много по меркам элитного профессионального спорта.
Глава World Chess Илья Мерензон в разговоре с “Ъ” дал понять, что рассчитывает на то, что новая инициатива его структуры изменит ситуацию. Он отметил: раньше «спортивный маркетинг касался, особенно в России, практически исключительно крупных компаний», а «онлайн-магазин» может расширить партнерский спектр, поскольку «не требует больших денег» и «убирает большинство барьеров». При этом, по мнению господина Мерензона, речь идет о «стратегическом решении, показывающем, что шахматисты тоже могут быть объектами спонсорства».
Глава World Chess, воздержавшись от прогноза насчет того, какую сумму планируется собрать благодаря «онлайн-магазину», рассказал, что за два дня, прошедших с момента его открытия, он принял «примерно два десятка запросов» от рассматривающих вариант со спонсорством компаний «из разных стран». Кроме того, Илья Мерензон сообщил: со структурой связался «крупный футбольный агент из Великобритании», заинтересовавшийся инициативой, которую уже решено распространить на кандидатский турнир 2018 года (цена партнерского статуса будет объявлена позднее).
Менеджер Сергея Карякина Кирилл Зангалис, комментируя ход World Chess, рассказал “Ъ”, что начиная с 2012 года он и его команда смогли привлечь с сотрудничеству с самым узнаваемым сейчас российским гроссмейстером восемь спонсоров, причем большая часть из них появилась уже после успеха спортсмена на прошлогоднем кандидатском турнире в Москве и яркого выступления в чемпионском матче. Господин Зангалис отметил, что «будет рад, если окажется, что шахматы и вправду хорошо продаются», а на испанском этапе Гран-при «со спонсорскими нашивками сыграют хотя бы несколько человек». «Это будет означать, что наше дело развивается»,— резюмировал он.