11 фильмов Венецианского кинофестиваля

Выбор Андрея Карташова и Ксении Рождественской

30 августа открывается 74-й Венецианский кинофестиваль, последний в году из "большой фестивальной тройки". Несмотря на традиционную любовь к российскому кино, в нынешнем конкурсе фильмов из России нет. Weekend выбрал самые интересные фильмы из разных программ фестиваля


основной конкурс

Человеческий поток

режиссер Ай Вэйвэй

Китайский художник и политический активист Ай Вэйвэй, перебравшись из Китая в Берлин, занимается художественным осмыслением миграционного кризиса. Он фотографировался в образе утонувшего сирийского мальчика, "одевал" колонны берлинского концертного зала в оранжевые спасательные жилеты, читал лекции на тему кризиса в Берлинском университете искусств, выставлял в Пражской национальной галерее 70-метровую надувную лодку с 258 надувными беженцами. Его главная работа, посвященная кризису,— "Человеческий поток". Ай Вэйвэй снимал этот фильм в 23 странах, жил в лагерях беженцев в Греции, Турции, на американо-мексиканской границе, дрейфовал в надувной лодке по морю, не умея плавать. Он уверен, что мы столкнулись не с миграционным кризисом, а с кризисом человечности.


Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури

режиссер Мартин Макдона

Визитная карточка ирландского драматурга и режиссера Мартина Макдоны — трагикомедия "Залечь на дно в Брюгге" о двух глуповатых бандитах в живописных ландшафтах средневекового бельгийского города. Действие нового фильма разворачивается в глубокой американской провинции. Фрэнсис Макдорманд играет женщину, которой осточертело бездействие местной полиции: шеф в исполнении Вуди Харрельсона даже не пытается расследовать убийство ее дочери. Все начинается с трех билбордов, на которых героиня размещает свои вопросы к следователям, но вскоре конфликт героини с полицией переходит в более агрессивную фазу.


Субурбикон

режиссер Джордж Клуни

Черная ретрокомедия по старому сценарию братьев Коэн с Мэттом Деймоном в главной роли. Семья героя живет в обычном американском городке конца 50-х, где каждого ждет процветание и счастье. Но наступает ночь — и просыпается мафия. Коэны написали этот сценарий в 1986-м и даже предлагали главную роль Джорджу Клуни, но тогда он отказался, а теперь немного переделал сценарий и сам взялся за режиссуру. "Субурбикон" стал шестым полнометражным фильмом Клуни-режиссера. Братья Коэн, как обычно, рассказывают сказку о дураках, разбрызгивая повсюду кровь, а Клуни, как обычно, с любопытством наблюдает за тем, как человек делает неправильный выбор.


Мектуб, моя любовь

режиссер Абделлатиф Кешиш

"Мектуб" — экранизация романа "Истинная рана" француза Франсуа Бегодо. Само слово "мектуб" по-арабски значит "так записано", "это предначертано". По сюжету юный сценарист должен выбирать между карьерой, любовью и отношениями с женой продюсера, но фильмы Кешиша никогда не исчерпываются сюжетом. Главное в них — предельная близость к героям, сочетание документальной естественности и театральности, каждая его картина — социальная драма, которая становится интимным переживанием для зрителя. С "Мектубом" уже связан скандал: Кешиш поссорился со своими финансовыми партнерами и в поисках средств для завершения фильма выставил на аукцион свою "Золотую пальмовую ветвь", полученную за "Жизнь Адели". Приз, между прочим, до сих пор не продан, его стартовая цена — $57 000.


Ex Libris: Общественная библиотека Нью-Йорка

режиссер Фредерик Вайсман

В последние годы крупнейшие фестивали все чаще включают в конкурс неигровые картины: четыре года назад в Венеции "Священная римская кольцевая" Джанфранко Рози даже получила главную награду — "Золотого льва". На этот раз в основную программу пригласили классика документального кино Фредерика Вайсмана. 87-летний режиссер специализируется на фильмах об институциях и сообществах, от психиатрической лечебницы до балетной труппы. Четко обозначив границы исследования, Вайсман беспристрастно рассматривает его объект со всех сторон. Никаких выводов из этих наблюдений не следует: режиссер никогда не вмешивается в действие, не берет интервью и не произносит закадрового текста. В последнее время в объектив Вайсмана все чаще попадают культурные институции, на этот раз — разветвленная библиотечная система Нью-Йорка.


Первая реформаторская церковь

режиссер Пол Шрейдер

"Первую реформаторскую церковь", как и многие венецианские премьеры, сразу после Италии покажут в Торонто — с этого канадского фестиваля фактически стартует оскаровский сезон. Похоже, что новый фильм Пола Шрейдера может поучаствовать в забеге, хотя автор для киноакадемии всегда был слишком неординарен: в 1970-е он написал сценарии "Таксиста" и "Бешеного быка" (не получив даже номинации), а в последнее время снимал довольно дикое кино вроде прошлогоднего комического гиньоля "Человек человеку волк". Его новая работа — более сдержанная история, в которой Итан Хоук играет бывшего армейского священника, недавно потерявшего сына. Он знакомится с прихожанкой своей церкви, оплакивающей мужа (Аманда Сайфред), и далее сюжет переходит в плоскость конспирологического триллера, где важную роль играет духовенство.


Форма воды

режиссер Гильермо дель Торо

История о дружбе немой уборщицы, которая работает в секретной правительственной лаборатории, и выведенного там ихтиандра. По синопсису кажется, что это вариация то ли "Красавицы и Чудовища", то ли "Человека-амфибии" в обстановке холодной войны. В любом случае дорогостоящий фильм, спродюсированный студией Fox, выглядит неоднозначным выбором для конкурсной программы. Однако ставка на голливудские премьеры — осознанная стратегия Венецианского фестиваля. К тому же постановщик "Формы воды" — Гильермо дель Торо, который имеет репутацию визионера и режиссера-автора. В новом фильме меньше китча, чем в "Багровом пике", и нет боевых роботов, как в "Тихоокеанском рубеже",— и кажется, начав с венецианской премьеры, дель Торо рассчитывает повторить успех оскароносного "Лабиринта Фавна".


Разборки в тюремном блоке 99

режиссер С. Крейг Залер

После позапрошлогоднего "Костяного томагавка", бешеной помеси классического вестерна и кровавого хоррора, писатель и режиссер С. Крейг Залер взялся за экшн-триллер о бывшем боксере, у которого все плохо. Семья разваливается, работы нет, и герой становится наркокурьером, чтобы хоть как-то исправить свою жизнь. Но в итоге попадает в тюрьму, где его втягивают в разборки. Бритый налысо Винс Вон снова, как и во втором сезоне сериала "Настоящий детектив", доказывает, что его внутренняя ярость годится не только для комедий. Также в фильме снялись Удо Кир и Дон Джонсон.


вне конкурса

Полынь

режиссер Эррол Моррис

Когда Каннский фестиваль этой весной отобрал в основной конкурс две картины, продюсированные онлайн-сервисом Netflix, это вызвало скандал: претендентами на призы оказались фильмы, не предназначенные для большого экрана. Венеция, однако, не побоялась включить в свою программу, пусть и вне конкурса, новый релиз Netflix — очередную работу одного из главных документалистов планеты Эррола Морриса, знаменитого своими фильмами-расследованиями. По словам Морриса, в "Полыни" он снова экспериментирует с документальной формой, дополняя ее игровыми элементами. В заглавии фильма отчетливо слышна апокалиптическая аллюзия: его главный фигурант, ученый Фрэнк Олсон, в середине прошлого века работал над созданием биологического оружия для американского правительства. В 1953 году он погиб при загадочных обстоятельствах, и руку к этому, судя по всему, приложило ЦРУ.

Зама

режиссер Лукресия Мартель

После предыдущего фильма Лукресии Мартель прошло почти 10 лет, и ее новая работа — одна из самых ожидаемых фестивальных премьер года (тем более странно, что ее не включили в конкурс). Аргентинка поставила фильм по роману своего соотечественника Антонио ди Бенедетто, классическому тексту латиноамериканского модернизма об испанском офицере в колониальные времена, бесконечно ожидающем перевода из парагвайских джунглей в Буэнос-Айрес. Экзистенциальная проза Бенедетто (к слову, до сих пор не переведенная на русский) считается невозможной для адаптации, но тревожный кинематограф Мартель и раньше работал с пограничными психологическими состояниями, трудно поддающимися экранному воплощению.


программа «Венеция виртуальной реальности»

Заброшенный

режиссер Цай Минлян

В конкурсе виртуальной реальности — первом в истории фестиваля — участвуют 22 картины. Пообещав, что "Бродячие псы", в 2013-м получившие Особый приз жюри в Венеции, будут его последним фильмом, тайваньский режиссер тем не менее продолжает снимать своеобразные медитации ("Путешествие на Запад"). Все его фильмы гипнотизируют, едва ли не напрямую подключаясь к нервной системе зрителей. Тем интереснее, как будет выглядеть виртуальная реальность Цай Минляна. "Заброшенный" — еще один медитативный поход во вселенную режиссера. Место действия — дом из его документального фильма "После полудня", а в главной роли — его любимый "антиактер" Ли Каншэн.

Вся лента