Не купили, не украли
Как КНДР могла получить ракетные двигатели
Украинские ракетные двигатели могли скопировать для Северной Кореи. Такую версию озвучил генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев, напомнив, что несколько лет назад на Украине задержали северокорейских шпионов. Так он прокомментировал публикацию The New York Times о том, что в Пхеньян могли поставить двигатели РД-250 украинского предприятия «Южмаш». Наталья Жданова выясняла, могли ли силовые установки действительно оказаться в Северной Корее.
И политическое руководство Украины, и представители завода «Южмаш» продажу ракетных двигателей Пхеньяну отрицают. Единственный вариант, который допускают на предприятии – кто-то мог незаконно скопировать РД-250. «Наши двигатели используются во всем мире. Может быть, где-то какие-то копии и удалось сделать», — заявил интернет-изданию «Страна.ua» генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев.
Он подтвердил, что Северная Корея проявляла интерес к украинским двигателям: пять лет назад в стране поймали и осудили на восемь лет двоих граждан КНДР, которые пытались получить доступ к ракетным разработкам «Южмаша», напомнила корреспондент ИД «Коммерсантъ» на Украине Янина Соколовская: «Служба безопасности Украины получила сигнал из конструкторского бюро «Южное». С ними на связь вышли некие северокорейские граждане, которые хотели, чтобы сотрудники конструкторского бюро прочитали им лекцию об устройстве определенных двигателей. Они попытались разобраться в этой ситуации и получили дополнительное предложение северокорейцев, которое уже стоило денег — принести для фотографирования чертежи».
Тогда шпионам из Северной Кореи украсть украинские технологии не удалось. Эксперты Международного института стратегических исследований, на доклад которых ссылается The New York Times, предположили, что это могло произойти позже. Аналитик Майкл Эллеман обратил внимание на то, что после событий 2014 года на Украине «Южмаш» лишился российских заказов и оказался в сложном положении. На этом фоне и могла произойти утечка технологии. Такой сценарий исключать нельзя, считает военный обозреватель Александр Гольц: «”Южмаш” после введения санкций в отношении России, в общем-то, оказался на сверхголодном пайке. Это такое предприятие, которое целиком и полностью ориентировано на производство ракет, единственным потребителем этой продукции являлась Россия. Можно предположить, что с голодухи кто-то и продал такие двигатели».
На самом предприятии, впрочем, заявляют, что финансовых проблем не испытывают. Там выпустили пресс-релиз о том, почему версия о поставках украинских ракет в КНДР несостоятельна. В нем, в частности, сказано, что представленные в статье The New York Times северокорейские двигатели не похожи на украинские. Этот аргумент поддерживает эксперт по нераспространению ядерного оружия Владимир Хрусталев: «Двигатели ракеты «Хвасон-12», «Хвасон-14», которые считаются якобы потомками украинского РД-250 сильно даже внешне отличаются от РД-250. Да, есть некие общие черты схожие, но, вообще-то, многие двигатели похожи друг на друга».
Появление скандальной информации в СМИ официальный Киев назвал антиукраинской кампанией. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что вся история «инспирирована российскими спецслужбами для прикрытия собственных действий». В конструкторском бюро «Южное», в свою очередь, напомнили, что сами двигатели РД-250 разработали в России на «Энергомаше», а Украина демонтировала все линии по их производству в 1991 году.
На заявления Украины отреагировали и в Москве: вице-премьер Дмитрий Рогозин написал в Twitter, что не верит в версию о копировании.
Что значит "копии двигателей"? Это же не картина или скульптура. Для того, чтобы изготовить "копию", надо иметь в наличии или оригинал... https://t.co/QwAlCzBvOS
— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) 15 августа 2017 г.
...двигателя, или его детальные чертежи. Да и без украинских специалистов, способных и готовых развернуть производство на чужой... https://t.co/QwAlCzBvOS
— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) 15 августа 2017 г.
...технологической площадке, не обойтись. Так или иначе речь идёт о контрабандной поставке в обход всех существующих международных запретов https://t.co/QwAlCzBvOS
— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) 15 августа 2017 г.