Фабула обвинения не устроила бывшего министра
Алексей Улюкаев, взявший $2 млн от Игоря Сечина, назвал взятку провокацией
Сегодня в Замоскворецком райсуде Москвы стартовал процесс над бывшим министром экономического развития России Алексеем Улюкаевым. Следственный комитет России (СКР) обвиняет его в вымогательстве взятки в размере $2 млн у главы «Роснефти» Игоря Сечина. Выслушав обвинительное заключение, господин Улюкаев заявил, что сам пострадал от провокации.
Как следовало из оглашенного в суде обвинительного заключения, Алексей Улюкаев, будучи главой Минэкономразвития, в конце января 2016 года направил в правительство предложение о продаже контрольного пакета акций «Башнефти». Оно было одобрено, а выбор сделан в пользу «Роснефти». 15 октября того же года, находясь в служебной командировке на саммите стран БРИКС в Гоа (Индия), господин Улюкаев, как утверждает предварительное следствие, потребовал от главы «Роснефти» Игоря Сечина взятку в размере $2 млн за то, что именно он организовал положительное заключение на сделку.
Господин Сечин, как полагает гособвинение, согласился выполнить противоправные требования министра Улюкаева, так как опасался, что покупка «Башнефти» может быть сорвана. После этого он обратился в ФСБ с заявлением о вымогательстве взятки.
14 ноября 2016 года Алексей Улюкаев приехал в центральный офис «Роснефти», где под негласным контролем чекистов получил лично от господина Сечина, действовавшего в рамках оперативного эксперимента, сумку с долларами, положил ее в свой автомобиль и сразу же был задержан. Вскоре СКР предъявил ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК (получение взятки в особо крупном размере). Басманный суд в качестве меры пресечения избрал для обвиняемого домашний арест.
Когда судья Лариса Семенова спросила у господина Улюкаева, понятно ли ему обвинение, подсудимый ответил утвердительно, подчеркнув, что свою вину он не признает. Господин Улюкаев считает, что в основе его уголовного преследования лежит «гнусная провокация». Ее участниками бывший министр назвал сотрудников ФСБ, господина Сечина и тогдашнего вице-президента «Роснефти» начальника ее службы безопасности Олега Феоктистова. Само же обвинение, считает подсудимый, было составлено СКР «исключительно» на показаниях главы «Роснефти», настаивавшего, что у него вымогали взятку за положительный отзыв на сделку с «Башнефтью». При этом, считает господин Улюкаев, доказательства его невиновности были проигнорированы следствием. По версии подсудимого, это связано с несопоставимым политическим весом, который имеет он сам и глава «Роснефти».
Алексей Улюкаев рассказал, что сотрудники ФСБ следили за ним несколько недель, но так и не дождались момента для его задержания. Тогда ему позвонил сам господин Сечин, пригласивший на встречу в офис «Роснефти».
Обсудить они должны были дела корпорации, но вместо этого господин Улюкаев получил сумку денег.
В свою очередь, адвокаты господина Улюкаева нашли существенные расхождения между данными, оглашенными гособвинением в суде, и обвинительным заключением, с которым они ознакомились перед разбирательством. В частности, в них по-разному трактовались возможные противодействия сделке по продаже «Башнефти» со стороны бывшего министра. На этом основании адвокаты господина Улюкаева попросили судью вернуть дело в Генпрокуратуру, утверждавшую обвинение, на исправление ошибок. В ответ на это прокурор заявил, что, выступая в суде, он не должен пересказывать дословно обвинительное заключение, а может довести до участников заседания его фабулу. При этом обвинитель упрекнул защиту бывшего чиновника в том, что, требуя вернуть дело в Генпрокуратуру, она намеренно пытается затянуть процесс. Судья ходатайство защиты подсудимого отклонила.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил, что не будет комментировать высказывания подсудимого Улюкаева, который, по его версии, требовал незаконное вознаграждение за исполнение своих служебных обязанностей. Суд, отметил господин Леонтьев, получивший исчерпывающие материалы по этому уголовному делу, сам разберется во всех его обстоятельствах и деталях. Разбирательство продолжится 1 сентября.
Корреспондент “Ъ FM” Владимир Расулов из зала суда: «В итоге судья заявила неожиданно, что заседание переносится на 1 сентября, чем опять вызвала возмущение адвокатов. Например, Лариса Каштанова (адвокат господина Улюкаева — “Ъ”) заявила в достаточно эмоциональной манере, что 1 сентября дети идут в школу, а заседание назначено на 10 утра. Но судья этот аргумент проигнорировала. И теперь в начале сентября продолжится рассмотрение этого громкого дела. Пока остается частично тайной, будет ли суд вызывать главу "Роснефти" на допрос —никаких фамилий свидетелей не называлось. Свидетели сегодня не пришли ни со стороны защиты, ни со стороны обвинения. Но ранее пресс-секретарь Замосковорецкого суда отмечала, что Игорь Сечин заявлен в качестве свидетеля обвинения, поэтому, вероятнее всего, все-таки глава "Роснефти" либо лично каким-то образом будет присутствовать, участвовать в этом процессе, либо будут оглашены его письменные показания». Читайте подробнее
Как «Роснефть» судится из-за «Башнефти» с АФК «Системой»
В арбитражном суде Башкирии продолжается рассмотрение иска «Роснефти» и подконтрольной ей «Башнефти» о взыскании с АФК «Система» 170,6 млрд руб. убытков, причиненных в результате реорганизации башкирской нефтекомпании. АФК подала ходатайство о передаче дела в другой суд и обратилась в Верховный суд с жалобой на председателя башкирского арбитража, отклонившего ходатайство об отводе судьи, ведущей дело, в связи с ее необъективностью и небеспристрастностью. Читайте подробнее