40 лет назад советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории достиг Северного полюса в надводном плавании. Как Россия и СССР покоряли Северный полюс — в фотогалерее “Ъ”.
В 1763 году Михаил Ломоносов предположил, что вокруг Северного полюса нет земли и льды являются единственным препятствием для кораблей. После этого будущий адмирал Василий Чичагов дважды пытался провести «секретные экспедиции» на восток Северным Ледовитым океаном, но не продвинулся выше 80° 30' северной широты
Фото: П. Н. Бажанов / Wikipedia
«Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия Северного полюса за Норвегией, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг». В 1912 году начнется первая русская экспедиция к Северному полюсу. Ее возглавит Георгий Седов. Он не достигнет своей цели и, как и списанный с него капитан Татаринов (герой романа «Два капитана»), не вернется домой
Фото: РИА Новости
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Фотоархив журнала «Огонек»
Командир летного отряда Михаил Водопьянов: «Вернуть его, конечно, уже поздно. Попробуй верни, когда до полюса осталось всего сто километров» 5 мая 1937 года экипаж ледового разведчика Р-6 под командованием Павла Головина совершил первый полет над Северным полюсом. Во время виража на лед выбросили трех целлулоидных куколок: белую, черную и желтую — символ единства человеческих рас
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
6 июня 1937 года была учреждена первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина, а над самим Северным полюсом был поднят флаг СССР. Любопытно, что все расходы на экспедицию папанинцев окупил документальный фильм Марка Трояновского «На Северном полюсе»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Сантиметровый слой льда покрыл почти весь самолет. Лед абсолютно белого цвета, как фарфор… Достаточно сказать, что он держится в течение 16 часов, не оттаивая». 18 июня 1937 года экипаж Валерия Чкалова начал первый межконтинентальный перелет через Северный полюс на самолете АНТ-25. Спустя 63 часа 16 минут борт приземлился на военном аэродроме Баракс в Ванкувере. Президент США Франклин Рузвельт принял летчиков в Белом доме
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
23 апреля 1948 года «прыгающие» отряды под руководством Михаила Сомова впервые измерили глубину в точке Северного полюса — 4039 м. Они также стали первыми людьми, чье пребывание в самой северной точке мира никто не подверг сомнению
Фото: РИА Новости
9 мая 1949 года Виталий Волович и Андрей Медведев совершили первый в мире прыжок с парашютами на Северный полюс (с высоты 600 м). Пленка с фотографиями была конфискована, так как операция проходила под грифом «секретно», а в 1950 году также в условиях строгой секретности заработала станция «Северный полюс-2»
Фото: ТАСС / Евгений Яцун
31 декабря 1958 года сотрудник физического факультета МГУ Юрий Пыркин совершил погружение и стал первым водолазом в Центральной Арктике. Во время экспедиции СП-6 погружения на глубину 10–15 м проводились регулярно, но работать приходилось при температуре воздуха минус 40 градусов и воды минус 1,8 градуса
Фото: М. Совин / Фотоархив журнала «Огонёк»
Командир К-3 Лев Жильцов: «Как говорится, попали в яблочко! Отдраиваю рубочный люк и высовываю голову на свет божий. К-3, как камень в кольце, со всех сторон обжата льдами». 17 июля 1962 года советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» прошла подо льдами Северного полюса. Но первенство принадлежит американскому атомоходу «Наутилус», сделавшему это еще в 1958 году
Фото: РИА Новости
Участник плавания к Северному полюсу Владимир Спичкин: «Перед выходом в плавание моряки загадали: если на борт «Арктики» поднимется министр морского флота Тимофей Гуженко, намеревавшийся принять участие в экспедиции, то Северного полюса ледокол достигнет наверняка. Отплытие задерживали насколько можно, и в самый последний момент министр все-таки появился»
17 августа 1977 года надводное судно — атомный ледокол «Арктика» — впервые достигло Северного полюса
Фото: РИА Новости / Роман Денисов
«Если привезти туда человека и не сказать ему, что он на Северном полюсе, то он вообще ничего не почувствует: холодно, голо, ветер воет, страшно» Первыми до Северного полюса на лыжах дошли члены экспедиции во главе с Дмитрием Шпаро. За 77 дней, с 16 марта по 31 мая 1979 года, они преодолели 1500 км
Фото: РИА Новости / Дмитрий Шпаро
22 апреля 1998 года российский спасатель Андрей Рожков испытывал новое оборудование на Северном полюсе и попытался погрузиться с аквалангом на глубину 50 м. На отметке 47 м у него остановилось сердце. Позже 50 м «покорились» международной команде, а Андрею Рожкову посмертно присвоили звание Героя России
Фото: ТАСС / Денисов Роман
2 августа 2007 года батискафы «Мир-1» и «Мир-2» совершили первое в мире глубоководное погружение в точке Северного полюса. Участники экспедиции установили флаг РФ на дне Северного Ледовитого океана и взяли пробы грунта на глубине 4,2 км. В общей сложности это стоило России около 100 млн руб.
Фото: AP
Матвей Шпаро: «Надо 86 дней продолжительности умножить на 24 часа опасности» 14 марта 2008 года Матвей Шпаро и Борис Смолин впервые дошли до Северного полюса полярной ночью
Фото: РИА Новости
Конструктор вездехода «Емеля» Василий Елагин: «Мылись мы регулярно. В одежде, правда. Едешь по льду, проваливаешься. Можно сказать, и помылся» 26 апреля 2009 года Северный полюс впервые покорился колесным автомобилям. Российская Морская ледовая автомобильная экспедиция стартовала от Северной Земли и преодолела 2033 км за 38 суток
Фото: МЛАЭ
С 1950 по 1991 год в Арктике одновременно работали по две или даже три советские дрейфующие станции, а первая российская была открыта в апреле 2003 года. 10 августа 2015 года завершила свою работу последняя на сегодняшний день станция — «Северный полюс-2015»
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
С 2002 года вблизи Северного полюса работает сезонный лагерь «Барнео». Его открывают в начале апреля и закрывают примерно через месяц, но для мира она является главным свидетельством присутствия России в Арктике
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
13 августа 2017 года крупнейший атомный ледокол «50 лет Победы» отправился в мемориальный поход, приуроченный к 40-летию экспедиции ледокола «Арктика», и установил новый рекорд скорости на маршруте Мурманск — Северный полюс, преодолев его за 79 часов. Для корабля это обычный маршрут: «морские» туристы могут добраться на нем до Северного полюса и вернуться домой за 11 суток, заплатив около 1,7 млн руб.
Фото: Коммерсантъ / Рената Ямбаева