К НМТП слетелись на масло
Группа привлечет новых партнеров
НМТП нашел новых партнеров по строительству в порту Новороссийск крупнейшего в стране терминала по перевалке растительных масел мощностью 1,5 млн тонн в год взамен государственной Объединенной зерновой компании. К реализации проекта готовы подключиться Cargill, Wilmar и НМЖК.
Как стало известно из отчетности ПАО «Транснефть» (владеет 50,1% Новороссийского морского торгового порта, НМТП, на паритетных началах c группой «Сумма» Зиявудина Магомедова, и еще 10,5% самостоятельно) за второй квартал, в июне порт, Cargill и ООО ПКФ «Профит» (представляет интересы НМЖК и Wilmar International) подписали меморандум о строительстве в Новороссийске терминала по перевалке растительных масел. Его планируется разместить территории Новороссийского вагоноремонтного завода, который был выкуплен НМТП за 1,6 млрд руб. Как следует из программы развития НМТП до 2020 года, проект предполагает расширение мощностей по перевалке растительных масел с 200–250 тыс. тонн до 1,5 млн тонн в год. Сроки реализации — 2016–2019 годы, объем инвестиций оценивается в 1,2 млрд руб. НМТП и Cargill не смогли предоставить комментарий, в НМЖК отказались отвечать на вопросы “Ъ”.
Группа НМТП включает порт Новороссийск на Черном море, порт Приморск на Балтийском море и порт Балтийск в Калининградской области. В 2016 году грузооборот достиг 147 млн тонн, включая 172 тыс. тонн растительных масел.
Cargill — один из крупнейших мировых торговцев сельхозсырьем. В России управляет в том числе элеваторами, речным зерновым терминалом в Ростове-на-Дону. Выручка Cargill в 2016 году — $107,2 млрд, российской «дочки» ООО «Каргилл» — 71,8 млрд руб. (данные компании и «СПАРК-Интерфакса»). Wilmar — один из крупнейших азиатских агрохолдингов со штаб-квартирой в Сингапуре. В России работает в партнерстве с группой НМЖК, чья совокупная выручка за 2016 год — 57,1 млрд руб. Выручка Wilmar за тот же период — $41,4 млрд.
Заявленная мощность в 1,5 млн тонн сделает терминал по перевалке растительных масел НМТП крупнейшим в стране, указывает директор «Совэкона» Андрей Сизов. У ГК «Эфко» в порту Тамань сегодня работает терминал грузооборотом 1,2 млн тонн в год. НМТП планирует проект расширения собственных мощностей на фоне устойчивого роста экспорта российского растительного масла и высокого уровня импорта пальмового, говорится в программе развития группы. По данным «Совэкона», экспорт подсолнечного масла из России с сентября 2016-го по август 2017 года достиг 1,6 млн тонн, что на 400 тыс. тонн больше, чем за тот же период прошлого сезона. По итогам текущего сезона экспорт подсолнечного масла может достичь рекордных 2 млн тонн, прогнозирует господин Сизов. По подсчетам Росстата, импорт пальмового масла в январе—мае 2017 года снизился на 11% относительно аналогичного периода прошлого года, до 325 тыс. тонн.
Сегодня у Cargill, Wilmar и НМЖК нет собственных терминалов по перевалке растительных масел в России, отмечает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. По его словам, для Wilmar и НМЖК участие в проекте НМЖК дает возможность нарастить экспорт в один из перспективнейших рынков — Китай, а для Cargill терминал станет еще одним каналом сбыта для нового завода в Волгоградской области мощностью 280 тыс. тонн масла в год.
В 2013 году НМТП объявляла о строительстве терминала в партнерстве с Объединенной зерновой компанией (50% плюс одна акция принадлежит государству в лице Росимущества, остальное у «Суммы»). Тогда мощность терминала должна была достигать 2 млн тонн в год, а объем инвестиций оценивался в 1,5 млрд руб., но проект не состоялся.