Правительство запуталось в спросе

Стратегия транспортного машиностроения озадачила отрасль

В утвержденной стратегии развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года вновь появилась спорная мера, вызвавшая резкий протест у железнодорожных операторов: тарифные штрафы для эксплуатантов обычных, неинновационных вагонов. Сейчас для поддержки выпуска вагонов с повышенной осевой нагрузкой используются только позитивные стимулы. У экспертов также вызвали недоумение оценки рынка: нулевой спрос на крайне востребованные полувагоны и платформы, критически недооценена потребность в маневровых локомотивах, а в цистернах, напротив, переоценена в четыре раза.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Премьер Дмитрий Медведев вчера утвердил финальную стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года. В документе по-прежнему рассматриваются два сценария развития отрасли — инерционный (фактический захват рынка зарубежными производителями) и умеренно оптимистический, предполагающий масштабную господдержку и усиливающий позиции отечественных производителей. Но новая версия стратегии несколько отличается от той, что была одобрена 15 июня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича (см. “Ъ” от 22 июня).

По оценкам разработчиков стратегии, для минимальной жизнеспособности отрасли нужно ежегодно продавать не менее 700 локомотивов (в проекте было 500), 40 тыс. грузовых и 760 пассажирских вагонов и 400 вагонов метрополитена. По грузовым вагонам, говорится в документе, загрузка за счет внутреннего рынка достигнута быть не может: в 2017–2019 годах спрос достигает максимум 32 тыс. штук, а на 40 тыс. он выходит лишь в 2020 году по умеренно оптимистическому и в 2030 году — по инерционному сценарию. По локомотивам нужных 700 штук в инерционном сценарии вообще не достигают, в умеренно оптимистическом — лишь к 2030 году. Экспорт, который должен поглотить излишек производства, предлагается развивать в страны с российской шириной колеи, а также на Кубу, в Египет, Вьетнам, Иран, Венгрию, Сербию. При этом драйвером развития локомотивостроения называется либерализация тяги, против которой активно возражает ОАО РЖД (вчера там от комментариев отказались).

Такие прогнозы спроса удивляют экспертов. По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, цифры из стратегии «не имеют ничего общего с реальной ситуацией на рынке». Так, поясняет эксперт, на фоне сохраняющегося дефицита полувагонов, фиксации арендных ставок на уровне от 1,3 тыс. руб. и закупках в январе—июле более 20,6 тыс. единиц (что соответствует закупкам за весь 2016 год) в стратегии декларируется отсутствие потребностей в этом парке. Та же ситуация с фитинговыми платформами, ставки по которым за год выросли более чем на 30%, а закупки за первое полугодие превысили 3,7 тыс. единиц (в 1,3 раза больше, чем за 2015 и 2016 годы вместе взятые). Зато потребность в цистернах, спрос на которые сейчас локализован в сегменте парка для кислот, химических и пищевых грузов, переоценена как минимум вчетверо. Сильно недооценена потребность в маневровых локомотивах: при оптимистичной оценке потребности 250 единиц фактически на горизонте до 2025 года ежегодно должно закупаться не менее 400 и модернизироваться еще не менее 300 единиц.

При этом в финальной версии стратегии выжил один из наиболее спорных пунктов: наказание за использование типовых вагонов. В 2018 году ведомства должны сформировать предложения по повышению уровня тарифов на услуги инфраструктуры и локомотивной тяги для вагонов старых конструкций на тележках с осевой нагрузкой менее 25 тонн на ось.

Сейчас правительство стимулирует закупку и эксплуатацию инновационных вагонов, но не штрафует за использование обычных. Этот пункт, говорит собеседник “Ъ” среди операторов, переворачивает логику: если раньше говорили об экономии инфраструктуры от инновационных вагонов по сравнению со стандартными, то теперь — о повышенных расходах владельца инфраструктуры от вагонов с нагрузкой менее 25 тонн на ось. То есть повышенные расходы ОАО РЖД объясняются работой на рынке почти всего парка — более 900 тыс. вагонов, добавляет собеседник “Ъ”. Между тем, подчеркивает он, действующий тарифный прейскурант 10–01 построен на основе статистики и измерителей, сформированных в условиях наличия на сети только обычных вагонов. Операторов поддерживало Минэкономики, сообщили “Ъ” в министерстве, но в финальном документе пункт сохранился и грозит участникам рынка тотальным ростом расходов.

Наталья Скорлыгина

Вся лента