20 августа исполняется 86 лет режиссеру Андрею Кончаловскому. За 60 лет съемок он выпустил более 30 фильмов, таких как «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Дядя Ваня», «Сибириада», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай». Творческая биография, моменты из жизни и взгляды Андрея Кончаловского — в фотогалерее «Ъ».
«Мое детство окружали очень разные, выдающиеся, яркие люди, редкие "дореволюционные" запахи, удивительные разговоры — о Тициане, о Веронезе. Я жил на отделенном от советского мира острове»
Андрей Кончаловский родился 20 августа 1937 года в Москве в семье писателя и поэта Сергея Михалкова и писательницы Натальи Кончаловской
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
На фото: режиссеры Андрей Кончаловский (справа в верхнем ряду) и Никита Михалков (второй справа в нижнем ряду), художник Петр Кончаловский (в центре) и писатель Сергей Михалков (справа в нижнем ряду) в семейном «поместье» на Николиной Горе
Фото: из личного архива Андрея Кончаловского
«Разрушительная сила в молодом человеке — это нормально. Другой вопрос, что это в принципе всегда должно наталкиваться на сопротивление закона, государства и так далее, или стражей общественного порядка, или законодателей — это нормально в любой стране»
На фото: Андрей Кончаловский на съемках кинокартины «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева
Фото: Михаил Озерский / РИА Новости
«Я вообще не знаю, что такое слово "актуальное". Я не понимаю этого слова, и давайте его забудем. Искусство волнует — актуально, не волнует — неактуально»
На фото: актриса Марианна Вертинская, режиссер Андрей Кончаловский (в центре), сценарист Геннадий Шпаликов на съемках фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Искусство — это игра, игра для детей. В каждом взрослом есть ребенок, в каждом ребенке есть взрослый. Вот этот ребенок, для этого ребенка в каждом мы и делаем, занимаемся искусством»
На фото: Андрей Кончаловский со второй женой актрисой Натальей Аринбасаровой и сыном Егором
Фото: Михаил Озерский / РИА Новости
В 1962 году короткометражный фильм «Мальчик и голубь» принес Кончаловскому главный приз на конкурсе дебютов Венецианского кинофестиваля для детей и юношества. В 1965 году Андрей Кончаловский окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Вместе с Андреем Тарковским (слева) они написали сценарий к фильму «Иваново детство», а позднее — к картине «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»)
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Сейчас я перебираю свои старые записные книжки. Почти в каждой повторяются бергмановские слова о головокружительной свободе, необходимой, чтобы снимать свое кино. И еще постоянно повторяющиеся записи: "Начать говорить правду. Что это? Что ты чувствуешь? Как говорить правду? Пора перешагнуть. Что перешагнуть? Границу". У каждого художника есть граница, дальше которой идти как бы нельзя»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1980 году Андрей Кончаловский получил звание народного артиста РСФСР, после чего уехал в США и начал работать в Голливуде. В Америке режиссер снял ряд картин при участии всемирно известных актеров Джеймса Белуши, Вупи Голдберг, Сильвестра Сталлоне, Курта Рассела
На фото: презентация книги «Низкие истины»
Фото: Коммерсантъ / Владимир Додонов
«Когда я работал в Голливуде, он был центром мира, международных связей. Туда приезжали работать режиссеры со всего мира. Но с конца 1980-х годов там начали снимать фильмы исключительно для подростков и забыли про родителей. А я снимаю фильмы для взрослых, не для детей. Поэтому я вернулся в Россию»
На фото: съемки фильма «Дом дураков»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев
«Андроном меня называл мой дедушка. А когда меня Андроном называет журналист, мне хочется дать ему по соплям. Я — Андрей Сергеевич»
На фото: картина «Андрон с собакой» (1949) на выставке художника и деда режиссера Петра Кончаловского
Фото: Коммерсантъ / Валерий Мельников
«Я тут слышу язвительные замечания: "Кончаловский клянет Европу, а сам наслаждается Италией!" Да, я наслаждаюсь, вернее, тороплюсь насладиться теми драгоценными крупицами великой европейской культуры, которой суждено исчезнуть и которая пока не выветрилась и не погибла окончательно под давлением неолиберализма, глобализма и мультикультурализма»
Фото: Коммерсантъ / Валерий Левитин
«Творческое соперничество с Никитой? Оно было, и оно есть. Это неизбежно. Это как два самца. Соперничество всегда есть. И в хорошем, и в плохом смысле. Главное в нашем соперничестве — это полемика. Но с возрастом она меняет свои формы»
На фото: Сергей Михалков (в центре) с сыновьями Андреем Кончаловским (слева) и Никитой Михалковым
Фото: Коммерсантъ / Илья Питалев
«Меня часто упрекают, что я рассматриваю русских людей как насекомых. Это не так. Это штамп, который прилип ко мне, когда кое-кто хочет как-то лягнуть. Мне Бог дал способность любить людей, я люблю своих героев. Вторая моя способность — в какой-то степени передать эту любовь другим. Это две разных способности»
Фото: AP / Alik Keplicz
«Я надеюсь, что лучшие режиссеры — это не только талант, но еще и культура, а культура всегда вмещает знания. Без культуры нет культурных ассоциаций»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
«Мой дом — там, где мои дети. Достаточно пяти-десяти минут, чтобы почувствовать, что они рядом, — и больше мне ничего не надо. Маша и Петя (дети от брака с Юлией Высоцкой) — чуть ли не первое непоротое поколение в династии Михалковых-Кончаловских»
Фото: Геннадий Авраменко / РИА Новости
«Я благодарю свою жену Юлию Высоцкую (она исполнила главную роль в фильме.— "Ъ"). Этот фильм посвящен матушке России и тем женщинам, которые помогали еврейским детям во время Второй мировой войны»
В 2016 году кинокартина «Рай» о судьбе русской аристократки–участницы французского Сопротивления получила «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
«Страх смерти — одна из могучих движущих сил человечества. Оставить после себя что-то, что "прах переживет и тленья избежит". Хорошо бы на века, но и на десятилетие — тоже ничего»
Фото: AP / Alexander Zemlianichenko
«Не воспринимаю юбилей как повод для чего-то глобального. Во-первых, потому, что большого числа друзей у меня никогда не было и, думаю, не может быть. Это знакомых много. Но я считаю, что за столом должно быть ровно столько человек, чтобы можно было вести беседу»
В 2021 году фильм режиссера «Дорогие товарищи!» получил главный приз кинопремии «Ника»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор