Телефонный развод
Почему рекламодатели до сих пор выбирают спам
Россияне столкнулись с новым видом спама: на телефонный номер поступает один короткий звонок, и мобильное устройство фиксирует пропущенный вызов. Если абонент перезвонит по указанному номеру, то услышит автоответчик с рекламой. По данным агентства Telecom Daily, уже 65% клиентов сотовых операторов получили такой «звонок». Почему спам до сих пор существует, несмотря на появление иных инструментов продвижения товаров и услуг? И эффективна ли такая реклама? Об этом — в материале Оксаны Анатшевой и Алексея Соколова.
Российские спамеры использовали зарубежный опыт, взяв за основу так называемую схему Wangiri, которая принадлежит японским телефонным мошенникам — только те ничего не рекламировали: у абонентов, которые перезванивали на их номера, просто списывались деньги. Но в России такой способ отлично подходит для массового продвижения, поскольку позволяет обойти законы о связи и о рекламе, запрещающие присылать сообщения, если абонент не дал на это согласие.
Фактически сейчас большинство агентств, которые занимаются спамом, работают незаконно и закупают телефонные контакты у посредников. К слову, у таких фирм до сих пор немало постоянных клиентов — компании, которые не готовы тратить на рекламу слишком много. Спам — самый бюджетный вариант, сообщил «Коммерсантъ FM» независимый эксперт рекламного рынка Александр Ковалев: «Как говорится, бесплатный сыр бывает в мышеловке. Просто дешево покупают якобы контакты, которые потенциально могут принести прибыль. Красиво это упаковывают и красиво продают, но цена является определяющей в этой истории. Вам дают якобы выборку из 100 тыс. людей, которые, например, хотели приобрести «Мерседес», то есть это изначально премиальная аудитория, обладающая средствами, раз она приходит в автосалоны и оставляет там свои номера телефонов. И дальше эта база каким-то образом попадает к третьим лицам».
Рекламируют себя с помощью спама несколько видов бизнеса, в первую очередь те, кто работает в сфере развлечений — продает билеты в кино или на концерты. Также в числе любителей телефонного продвижения — банки, юридические фирмы и представители бьюти-индустрии. Стоимость спам-атаки зависит от масштаба рассылки. Например, если реклама рассчитана на 2 тыс. человек, то одно сообщение обойдется всего лишь в рубль, при большем числе адресатов делаются скидки, сообщил менеджер одного из спам-агентств: «По вашим или по нашим контактам делается один прогон. У нас огромная база рассылки, цена начинается от 2 тыс. рублей. Стоимость СМС-рассылки зависит от количества, при заказе от 100 тыс. адресов — 40 копеек одно СМС получается, то есть за такое количество адресов — 40 тыс. рублей».
Эксперты отмечают: главные заказчики спамеров — продавцы некачественных товаров и услуг. Другими способами им рекламировать себя сложнее, а спам-фирмы не требуют документов и сертификатов качества. Такой рассылкой не пренебрегают и новички рынка, у которых пока нет больших бюджетов. Главное преимущества спама — адресная работа: большая часть абонентов, которым поступают звонки и СМС, является целевой аудиторией рекламодателей, уверен руководитель рекламного агентства Strong Дмитрий Сендеров: «Те, кто заказывает такие рассылки, такую рекламу, прекрасно понимают свою целевую аудиторию — как правило, это люди, которые открыты такой рекламе, попадаются на крючки, с ними такой прием может сработать. Чем человек более образован, чем он более опытен в бизнесе или в работе, тем он меньше реагирует на подобного рода рекламу. Более того, она вызывает у него раздражение, неприятие и отрицательное отношение к самому объекту продвижения».
Впрочем, среди спамеров есть и относительно честные игроки рынка рекламы. Их аудитория — люди, которые дали согласие на получение рассылки. Обычно это происходит при оформлении бонусных карт. В таких случаях спам-фирмы выступают посредниками между, например, магазинами и их клиентами и просто уведомляют постоянных покупателях о грядущих акциях.