SSJ 100 взлетает по «Азимуту»
Авиакомпания получила сертификат эксплуатанта
Новая российская авиакомпания «Азимут», создаваемая для развития авиаперевозок на юге РФ, получила сертификат эксплуатанта. Перевозчик, в парке которого только отечественные самолеты SSJ 100, планирует уже через три года летать в 25 городов РФ, минуя Москву. Эксперты называют проект достаточно рискованным, поскольку он напрямую зависит от господдержки.
Росавиация выдала сертификат эксплуатанта авиакомпании «Азимут». Она принадлежит совладельцу аэропорта Внуково Виталию Ванцеву и бывшему замгендиректора авиакомпании «Якутия» Павлу Удоду. «Азимут» планирует начать полеты в сентябре.
Вопрос о необходимости новой авиакомпании на юге РФ был поднят весной 2016 года, когда региональные власти выразили недовольство сокращением маршрутной сети «России» — дочерней авиакомпании «Аэрофлота». В ростовском аэропорту базировались семь из десяти судов «Донавиа», но после того, как эта авиакомпания перешла под управление «России», число ее маршрутов из региона заметно сократилось. Конкретно о проекте «Азимута» (на базе 12 SSJ 100, два из которых уже поступили в парк) Минтранс объявил осенью 2016 года.
Компания должна стать базовой для нового аэропорта в Ростове-на-Дону. Директор по стратегическим коммуникациям «Аэропортов регионов» (управляет аэропортом) Евгений Красиков сообщил “Ъ”, что поддерживает появление нового перевозчика на рынке. «Он сможет обеспечить развитие региональных перелетов на юге России, что является стратегически важным не только для нового аэропорта Платов, но и для Ростовской области, и всего Южного федерального округа»,— считает топ-менеджер.
Однако источники “Ъ” на авиарынке считают создание авиакомпании исключительно на базе SSJ 100 в первую очередь еще одной попыткой «пристроить самолет, спрос на который среди российских авиакомпаний невелик». Президент АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Владислав Масалов в июле говорил в интервью «Коммерсанту FM», что «”Азимут” предполагает возрождение или активизацию полетов по региональным маршрутам, для чего Superjet — самое идеальное решение». «Фактически новый перевозчик решает две задачи — вводит в эксплуатацию SSJ 100 и пытается восстановить пассажиропоток в регионе»,— уточняет источник “Ъ” среди авиаторов.
Исполнительный директор «Азимута» Эдуард Теплицкий рассказал в пятницу во время встречи с главой администрации Ростовской области, что компания будет развивать прямые пассажирские перевозки из Ростова-на-Дону, минуя Московский авиационный узел, а также регулярные прямые и трансферные международные перевозки.
Уже осенью 2017 года перевозчик планирует выполнять прямые рейсы из рейсы из Ростова-на-Дону (сначала из существующего аэропорта, а с декабря — из нового аэропорта Платов) в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Уфу, Самару, Казань, Грозный, Махачкалу. До 2021 года в маршрутную сеть «Азимута», по планам компании, будут входить 25 городов, в том числе Калининград, Минводы, Челябинск, Волгоград, Астрахань, Сургут, Геленджик, Ереван, а также Прага, Франкфурт-на-Майне, Стамбул и Тель-Авив.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает проект «Азимут» «в достаточной степени рискованным». Даже при росте пассажиропотока между крупными региональными центрами, поясняет он, успех деятельности перевозчика в первую очередь, зависит от государственных субсидий — как на лизинг самолетов, так и на сами полеты. Поэтому, по мнению эксперта, ключевой задачей «Азимута» будет «как можно скорее начать развивать коммерческую составляющую».