Венеция не сдается
Татьяна Розенштайн — о главных событиях и премьерах кинофестиваля
30 августа стартует 74-й Венецианский кинофестиваль. Возвращение человека-амфибии, эксперименты с телом и виртуальностью — старейший фестиваль не желает уступать конкурентам, даже несмотря на сократившийся бюджет
"Я доволен: всего два-три фильма, которые мы хотели бы видеть в Венеции, ушли к конкурентам. Это означает, что я доволен на 97 процентов",— заявил директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера, подводя итоги фестивальной программы нынешнего года. Понять его радость можно. Мероприятие, которое находится под эгидой старейшего фонда "Ла Биеннале", организовывающего еще с 1895 года (!) престижные смотры изобразительного искусства, архитектуры, театра и музыки, до сих пор не может похвастаться большим бюджетом. Когда средства на проведение мероприятий ограничены, а конкуренция растет (например, параллельно с Венецианским кинофестивалем проходит другой — в Торонто), чем привлечь знаменитостей на Лидо? Приходится считаться и с тем фактом, что организаторы Венецианского фестиваля в этом году располагают всего 12 млн евро, по сравнению, например, с 22 млн, которые расходует Каннский кинофестиваль. В этом году в Каннском — довольно сильном — преобладали франкоязычные фильмы. В Венецию на этот раз съедутся англоговорящие создатели картин и представители Голливуда.
Альберто Барбера трудился не покладая рук — в этом году многие крупные киностудии начали с опаской относиться к кинофестивалям: слишком критична и громогласна фестивальная пресса, которая разглашает "тайны" фильмов еще до их выхода на широкие экраны и публикует интервью со знаменитостями задолго до релизов. Но ведь и здесь имеется логика: если студия уверена в качестве своих картин, ей нечего опасаться.
В этом году, например, кинокомпания 20th Century Fox не побоялась предоставить на венецианский конкурс сразу две свои картины — "Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури" Мартина Макдона и "Форма воды" Гильермо дель Торо. Последнюю картину Барбера назвал "лучшим фильмом последнего десятилетия", а также важнейшим произведением режиссера дель Торо, своеобразным возвращением к стилю его "оскароносного" "Лабиринта Фавна". Пока не ясно, вдохновила ли Гильермо дель Торо на создание его фильма культовая российская картина "Человек-амфибия" с Анастасией Вертинской и Владимиром Кореневым в главных ролях. Однако в своей новой работе, действие которой происходит в 1960-е годы, в период холодной войны, дель Торо предлагает свою версию всем известной истории. Неговорящая девушка (Салли Хокинс) работает уборщицей в американской научной лаборатории, где обнаруживает отловленного учеными человека-амфибию (Даг Джонс). Она влюбляется в него и помогает ему бежать. В фильме также снялись Майкл Шеннон, Октавия Спенсер и Ричард Дженкинс. Вторая картина студии "Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури" снята бывшим театральным режиссером. Макдона известен своими "черными комедиями" с Колином Фарреллом — "Залечь на дно в Брюгге" или "Семь психопатов". На этот раз главную роль в фильме сыграла бойкая на язык супруга Джоэла Коэна — Фрэнсис Макдорманд, которая гоняет местного полицейского (Вуди Харрельсон), отказавшего ей в правосудии. В ход пошли также вышеупомянутые рекламные щиты.
Политикой в нынешнем венецианском конкурсе заняты немногие. Среди них — художник Ай Вэйвэй, который остается верным теме демографического кризиса и беженцев.
У студии Paramount в конкурсе — картина "Короче" Александра Пейна, который 31 августа откроет Венецианский кинофестиваль, а также права на американский релиз картины Джорджа Клуни "Субурбикон", которая создавалась на средства независимых продюсеров. "Короче" — личный проект Пейна, над которым режиссер работал пять лет. За этот срок он несколько раз терял финансирование и надежду, а также успел снять другие картины, в том числе "Небраску" (2013). Однако Пейн и его главный исполнитель Мэтт Деймон остались верны проекту. В основе этой социальной сатиры-фантазии история о стесненном в средствах американце, который решается на уменьшение своего тела, чтобы иметь поменьше расходов на питание и уход, а заодно и для того, чтобы как-то решить проблему перенаселения Земли. Кристоф Вальц сыграет в фильме ученого-экспериментатора, а любимица Дэвида Линча, Лора Дерн, будет торговать научными идеями. "Субурбикон" Джорджа Клуни был ранним проектом в то время молодых и неизвестных братьев Коэн, поэтому он так сильно похож на их ранние работы "Фарго" или "Воспитание Аризоны". Однако реализовать и заявить его в венецианский конкурс все же взялся Клуни, который в качестве режиссера известен своей приверженностью жанру политического триллера. В картине мы вновь увидим Мэтта Деймона, герой которого под влиянием обстоятельств совершает недостойные поступки. В проекте также снялись любимые Коэнами Джулианна Мур ("Большой Лебовский") и Оскар Айзек ("Внутри Льюина Дэвиса").
Говорят, что создатель известной картины "Жизнь Адель" (или "Синий — самый теплый цвет") Абделлатиф Кешиш выставил на аукцион свою "Золотую пальмовую ветвь", чтобы найти деньги на съемки следующей картины. Каннская награда, к счастью, не была продана, а деньги на проект "Мекбуб, моя любовь" нашлись — ее венецианские зрители также увидят в конкурсе. По иронии судьбы сюжет поведает о режиссере-сценаристе и жертвах, на которые ему приходится идти ради того, чтобы снять свой фильм. Политикой в нынешнем венецианском конкурсе заняты немногие. Среди них китаец Ай Вэйвэй, который остается верным теме демографического кризиса и беженцев — об этом его документальная работа "Человеческий поток". Фильм Пола Шрейдера "Первая реформаторская церковь" не совсем о политике, но о коррупции в ней: двое скорбящих и оплакивающих смерть родных (в главных ролях Итан Хоук и Аманда Сайфред) ищут утешения в церкви, а находят там заговор и предательство. Интересный фильм о правосудии под названием "Третье убийство" покажет японец Хирокадзу Корээда ("Сын в отца"). В нем речь пойдет о смертельном приговоре и попытке защитника оспорить его. Мастер психологического триллера Даррен Аронофски ("Черный лебедь" и "Реквием по мечте") представит ленту "Мама!" — о супружеской паре (Хавьер Бардем и Дженнифер Лоуренс), в жизнь которых вторгаются незваные гости (Эд Харрис и Мишель Пфайффер). В результате ссоры в доме совершается убийство, оно странным образом вдохновляет героя — поэта — на создание произведения, которое поднимет его на пьедестал и с него же сбросит.
На нынешнем Каннском кинофестивале Алехандро Гонсалес Иньярриту представил показ своей VR-инсталляции "Плоть и песок" (VR — устройство виртуальной реальности, наголовный дисплей.— "О"). Ее просмотр был сопряжен с некоторыми трудностями: приходилось заранее записываться в списки ожидания, а приглашенным было необходимо преодолеть несколько километров в окрестности Канна, чтобы посмотреть новый проект мексиканца. Венецианский кинофестиваль, который в прошлом году уже включил в программу 90-минутную картину "Иисус VR: история Христа", и на этот раз обошел своего конкурента. В этом году кроме основного конкурса и программы "Горизонты" важным событием фестиваля станет новая конкурсная программа VR-картин. Специально для этих показов организаторы сумели подготовить один из залов старенького "Казино" на Лидо. В этот конкурс вошли 18 фильмов. У их создателей имеется возможность получить один из трех призов: "Лучшая картина", "Гран-при" и "Творческий приз VR". Другим занятным событием станет презентация отреставрированного и перенесенного в стереоскопию клипа Майкла Джексона "Триллер", а также документальный фильм, который расскажет о работе над ним. Кровавые войны якудзы в гангстерской саге Такэси Китано "Беспредел: последняя глава" завершат Венецианский кинофестиваль. Хотя российских картин в этом году в конкурсе не будет, в программе "Классики" состоится показ фильма "Иди и смотри" Элема Климова.