За визы ответят?
«Pro et Contra»: Дипмиссия США заявила об изменениях в работе
США приостановили выдачу виз россиянам из-за сокращения числа сотрудников дипмиссии, ранее назначенные собеседования отменяются. С 1 сентября выдача виз и собеседования будут проходить только в Москве. Консульства в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке выдадут последние визы до 23 августа, после чего учреждения будут обслуживать только граждан США. Глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что приостановка выдачи виз — это «инерция деятельности администрации бывшего президента США Барака Обамы». При этом он исключил возможность зеркальных мер. Должна ли Россия оставить без внимания очередной недружественный жест США? Ведущая «Коммерсантъ FM» Наталья Жданова в рамках программы «Pro et Contra» задала этот вопрос зампредседателя комитета Совета федерации по международным делам Андрею Климову и доценту кафедры американских исследований СПбГУ Григорию Ярыгину.
Андрей Климов: Я склоняюсь к версии, что это исключительно политический шаг. Дело в том, что количество американских дипломатических сотрудников в нашей стране было гораздо больше, чем российских в США. Наши справлялись с этой работой, никаких проблем не было. Но Россия с народом Америки никогда не воевала и не собирается. Мы, очевидно, будем думать над своим ответом, сейчас этим занимается МИД. Но для простых американских граждан позиция Москвы уже разъяснена — мы мстить им не будем. Мне кажется, что Россия найдет такую формулу действий, которая бы позволила, с одной стороны, не сокращать каналы связи, а с другой — все-таки проявить необходимые мужество и настойчивость для того, чтобы объяснить Вашингтону, что просто так такие выкрутасы проходить не будут.
Григорий Ярыгин: Я бы сказал, что это решение топорное. Есть консульства, посольства других стран, у которых численность сотрудников меньше, но они выдают большое количество виз в обычном режиме. То есть это не технический вопрос, а политическая демонстрация, которая бьет, прежде всего, по так называемой «народной дипломатии». Именно поэтому я считаю, что мы ни в коем случае не должны отвечать зеркально, потому что, нарушая этот канал взаимодействия обычных людей, наносится ущерб имиджу страны, который существует в общественном мнении. Сейчас «народная дипломатия» — это та мягкая сила, которая влияет и не только на политику США, но и других европейских и азиатских государств. Я убежден в том, что через мягкую силу мы можем добиться если не гораздо большего, то не менее больших успехов в выстраивании отношений.
Слушать полную версию программы: