Выданный из Чехии ваххабит оказался неподсуден в России
Дело обвиняемого в убийстве отца по заказу сына возвращено на исправление ошибок
Как стало известно “Ъ”, Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС) не стал рассматривать громкое дело в отношении уроженца Дагестана Тагира Исрапилова, обвиняемого в убийстве следователя республиканского МВД Юнуса Хулатаева. Преступление вызвало большой общественный резонанс, поскольку его организатором оказался сын следователя, посчитавший, что работа отца может навредить ваххабитскому джамаату, в котором состоял Хулатаев-младший. Последний получил 15 лет заключения. В свою очередь, результаты расследования в отношении предполагаемого исполнителя преступления не устроили военное правосудие.
Уроженец Дагестана Тагир Исрапилов был экстрадирован в Россию из Чехии в конце декабря прошлого года. По данным следствия, он участвовал в совершенном летом 2010 года убийстве старшего следователя по особо важным делам следственного управления при МВД по Дагестану Юнуса Хулатаева. Заочно Тагиру Исрапилову были предъявлены обвинения по пяти статьям Уголовного кодекса РФ — ему инкриминировали бандитизм, разбой, участие в незаконном вооруженном формировании, незаконное хранение оружия и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Убийство подполковника юстиции Хулатаева, как установили в СКР, было организовано его сыном — 17-летним Гаджимурадом. Именно он предложил лидеру группы боевиков Арслану Магомедову убить отца, за которого ему «было стыдно перед джамаатом», а затем и брата Тимура, который собирался устроиться на работу в прокуратуру.
В ночь на 1 августа 2010 года Гаджимурад Хулатаев открыл сообщникам входную дверь, после чего, по данным следствия, вернулся в комнату и продолжил смотреть вместе с матерью телевизор. Между тем, попав в квартиру, Арслан Магомедов и участники его группировки Ибрагим Ганапиев, Ренат Шахбанов и Тагир Исрапилов связали родителей и сына хозяина дома (на него не должно было пасть подозрение) скотчем. Затем они потребовали показать, где хранятся деньги. Собрав все ценное, ваххабиты отвели подполковника в соседнюю комнату, где Тагир Исрапилов, по версии следствия, убил его тремя выстрелами из пистолета в голову. Нападавшие унесли с собой более 1,5 млн руб., а также драгоценности, планируя использовать их на «нужды джихада».
Сын подполковника Хулатаева Гаджимурад и Арслан Магомедов были задержаны уже 17 августа. Их сообщники Ибрагим Ганапиев и Ренат Шахбанов, оказавшие сопротивление, в тот же день были ликвидированы спецназом ФСБ в ходе операции в Махачкале.
Тагира Исрапилова в феврале 2011 года объявили в федеральный, а через четыре месяца — в международный розыск.
В августе того же года по приговору Верховного суда Дагестана Гаджимурад Хулатаев и Арслан Магомедов получили 15 и 18 лет колонии строгого режима соответственно. Причем Тимур Хулатаев, признанный потерпевшим, настаивал на самом строгом наказании для своего брата.
Между тем предполагаемый убийца Тагир Исрапилов, скрывшись за границей, проживал в Чехии и Германии под чужими документами. В июле 2011 года, по данным Генпрокуратуры, он был экстрадирован из Германии в Чехию, где его осудили за фальсификацию документов. До июля 2015 года он отбывал наказание, а в ноябре того же года Генпрокуратура РФ направила в компетентные органы Чехии запрос о его выдаче. Тагир Исрапилов просил предоставить ему убежище в Германии и Чехии, утверждая, что в России его преследуют за политические и религиозные взгляды, но власти обеих стран ему отказали, сочтя, что имеют дело с бандитом, который пытается избежать уголовного преследования.
В Россию 36-летний Тагир Исрапилов был экстрадирован в сопровождении сотрудников Национального центрального бюро Интерпола МВД России.
Уже в ходе следствия к пяти статьям УК РФ в деле добавилась еще одна — ст. 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности). Заработал ее Тагир Исрапилов в махачкалинском СИЗО-1. Как рассказали “Ъ” в республиканском следственном управлении СКР, находясь в изоляторе, подследственный агитировал других заключенных к тому, чтобы они уходили в лес и совершали нападения на сотрудников правоохранительных органов.
Благодаря «террористической» статье дело в отношении Тагира Исрапилова было направлено не в гражданский, а в военный суд. 26 июля судья СКОВС Николай Васильчук назначил предварительное слушание по делу и отклонил ходатайство адвоката Тагира Исрапилова, который утверждал, что общий срок содержания под стражей его подзащитного, сидевшего в Чехии, Германии и России, не может превышать 24 месяцев. Однако судья, оставив обвиняемого в СИЗО, принял решение вернуть его дело прокурору.
Как пояснила “Ъ” старший помощник прокурора по связям с СМИ и общественностью прокуратуры Дагестана Татьяна Голубова, причиной такого решения стали обнаруженные в деле процессуальные нарушения, препятствующие его рассмотрению по существу. Заместитель прокурора республики Изет Гаджиев уже направил судье апелляционное представление, не согласившись с его решением. Теперь оно будет рассмотрено в суде вышестоящей инстанции.