«Человек искусства подвергается беспрецедентной травле»
Театральные деятели — о задержании режиссера Кирилла Серебренникова
Режиссер Кирилл Серебренников во вторник был задержан по делу о хищении средств, выделенных на театральный проект «Платформа». В настоящее время по этому делу в качестве подозреваемых проходят экс-бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева, бывший гендиректор студии Юрий Итин, а также бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский. Последнего, в частности, обвиняют в хищении денег, выделенных на спектакль «Сон в летнюю ночь», который, по версии следствия, так и не увидел свет. Сторона защиты указывала на то, что постановка состоялась и игралась неоднократно, о чем свидетельствуют многочисленные газетные рецензии и отзывы зрителей. На это прокурор заметил, что «написать можно всякое», и суд прислушался к стороне обвинения. «Коммерсантъ FM» попросил прокомментировать ситуацию известных театральных деятелей.
Евгений Стычкин, актер: «Это не поддается никакому объяснению. Все знают о том, что были спектакли. Почему, кому перешел Кирилл дорогу, почему именно его выбрали в качестве такой показательной акции? Человек искусства подвергается в современной нашей такой истории почти беспрецедентной травле. Почему его не может государство защитить? У нас же есть презумпция невиновности, так пускай сначала докажут, что что-то есть, пускай будут заслушаны все мнения, а потом уже будет что-то происходить. Нельзя человека взять, вырвать из его жизни и заставить пройти через все это. От этого очень страшно. Если есть задача произвести на нас впечатление, так они эту цель, безусловно, достигли, эта задача решена».
Юрий Грымов, руководитель театра «Модерн»: «Театр — это очень сложный механизм. Это большая ответственность — зарплаты, производство, хранение, очень много всего сложного. И, скажу честно, я никогда не чувствовал на себе, и, я думаю, мало кто чувствовал, реально факты какого-то политического или творческого давления. Если есть нарушения финансовые, значит, следствие будет этим заниматься. С чего вдруг тогда Малобродский был уволен? Знали, что там есть какие-то нарушения. Поэтому тут сложная ситуация, которую должно прояснить абсолютно честное следствие, причем публичное. Предъявляется, конечно, очень большая сумма — для театра это очень большие деньги. Поэтому я думаю, что время покажет, и следствие, надеюсь, при такой публичности будет максимально открытым и честным».
Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы»: «Я воспринимаю это плохо, потому что не доверяю российским судам, не доверяю, к сожалению, российской медицине, не доверяю, к сожалению, всему, что курирует государство. Для меня это очередной звонок, очередной знак закручивания гаек. Кирилл Серебренников — художник, он занимается другим делом, его не занимает обогащение, это талантливый человек, который нашу страну прославляет в мире, получает премии на кинофестивалях, на театральных фестивалях. Я эмоционально думаю, что нет, он не виновен. Если меня попросят подписать письмо в поддержку, естественно, я его подпишу».
Евгений Каменькович, художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Все происходящее мне кажется бредом. Вот следствие считает, если это правда, что не было спектакля «Сон в летнюю ночь». Но, например, моя жена [актриса театра и кино Полина Кутепова — прим.ред.] была членом жюри «Золотая маска», она видела этот спектакль. Это бред, абсурд, этого не может быть. Я не верю, что Серебренников что-то себе мог положить в карман. Он настоящий большой художник. Я не понимаю, зачем это надо. У меня такое ощущение, что люди хотят опозорить страну, но я не понимаю, зачем».
Читайте также: «Спектакль, который был» — как зрители помогали Кириллу Серебренникову