«Мы все развиваемся из зоны дискомфорта»

Главный управляющий директор Альфа-Банка Алексей Марей о власти, кризисе, развитии и человечности

В Ульяновске завершился Первый Фестиваль национальных видов спорта стран СНГ, в котором участвовало более трехсот спортсменов из семи стран Содружества. Фестиваль проводился по поручению Президента РФ, при поддержке Министерства спорта РФ и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества. Титульным партнером фестиваля стал Альфа-Банк. По окончании фестиваля главный управляющий директор банка Алексей Марей и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов обсудили вопросы участия банка в новых деловых и социальных проектах региона. О том, почему бывают важны прямые контакты с властью при сохранении удаленности, о новых путях развития банка и необходимости благотворительности Алексей Марей рассказывает в интервью нашему корреспонденту.

— Алексей Александрович, три года назад, когда вы были здесь с первым визитом, состоялось ваше знакомство с регионом и с губернатором Сергеем Морозовым. Что за эти три года изменилось в ваших отношениях? Зачем нужно Альфа-Банку прямое общение с первым лицом? Что это дает?

— Могу сказать, что ульяновцам очень повезло с губернатором. Не могу сказать, что у меня очень богатый опыт общения с главами регионов, но такая открытость и приверженность к привлечению инвестиций и развитию территорий… Дай бог, чтоб она была у всех.

Мы всегда стараемся быть от власти несколько удаленными, поскольку мы — частная организация, которая фактически не пользуется государственной поддержкой и рассчитывает только на собственные силы. Но прямой диалог с руководством Ульяновской области позволяет вести честный и открытый разговор об экономических перспективах региона и проектах, которые власть считает важными. У губернатора здесь сильная команда, огромный опыт хозяйствования и мощная экспертиза, когда, к примеру, они говорят, что у них есть двадцать сильных компаний, которые могут стать в своих отраслях национальными чемпионами, то нам эта экспертиза сильно помогает, в том числе — при принятии кредитных решений, потому что это значит, что уже прошел определенный отбор. Для нас такой контакт — хорошая возможность лучше узнать экономику региона.

— У вас есть принципы, которых вы придерживаетесь в своих взаимоотношениях с властью? Например, немало компаний придерживаются как главного — принципа «ты мне — я тебе». Мы вам — благотворительность, вы нам — хорошие условия для бизнеса, помощь в проектах.

— У нас нет таких принципов. Главный принцип наш — полагаться на себя, быть равноудаленными от властей, строить бизнес абсолютно самостоятельно. И именно поэтому мы никогда ни о чем не просим. Когда ты начинаешь кого-то о чем-то просить, ты ставишь себя в позицию слабее. По крайней мере, это мы так воспринимаем. И когда ты полагаешься на самого себя, это позволяет чувствовать себя увереннее. Если удается делать некие совместные проекты, это здорово. Но есть регионы, где такого диалога нет, и это не мешает нам развиваться и там.

— Прошло три года — насколько изменилась ситуация в банковском секторе региона?

— Я думаю, ослабела конкуренция. Или мы стали сильнее. Как мне кажется, в среднесрочной перспективе банковский бизнес все больше становится бизнесом больших игроков, и даже крупным региональным игрокам будет тяжело конкурировать в такими банками как наш — и с точки зрения быстроты принимаемых решений, и с точки зрения технологий, и с точки зрения безопасности. Все это требует больших инвестиций.

Личное дело

Алексей Марей. Главный управляющий директор, член правления, член совета директоров. В Альфа-Банке — с 2004 года. В мае 2012 года назначен на должность главного управляющего директора. В 1999 г. окончил экономический факультет Московского авиационного института. Свой трудовой путь начал еще будучи студентом — мерчендайзером в компании Duracell Batteries N. V., и вскоре вырос до регионального менеджера по продажам компании Danone. В 2004 г. был приглашен в Альфа-Банк, где по 2006 г. занимал должность начальника управления сети дистрибуции по Москве блока «Розничный бизнес». С 2007 г. по январь 2012 г. — руководитель блока «Розничный бизнес», член правления Альфа-Банка, с января по май 2012 года заместитель главного управляющего директора, с мая 2012 года главный управляющий директор Альфа-Банка. Увлекается гольфом. Женат, воспитывает троих сыновей и дочь.

— Разумеется, Альфа-Банк, планируя свой бизнес, постоянно анализирует экономическую ситуацию в регионе. Насколько она изменилась за минувшие три года?

— Я был очень приятно удивлен развитием вашего индустриального парка «Заволжье». Еще три года назад там почти ничего не было, теперь там множество самых современных предприятий, построенных иностранными и российскими инвесторами. Это очень впечатляет. Здорово развивается Димитровград с его ядерным научным центром. В целом, как мы видим, регион заметно прибавил в инвестиционной деятельности, в том числе — в иностранных инвестициях. Мы видим, что вслед за нами в Ульяновск, с тех пор как мы открыли 6 лет назад региональный операционный центр и были одними из немногих, кто выбрал для большой площадки Ульяновск, пришли многие другие бизнесы. Видно, что экономически регион сильно окреп.

— Любой серьезный банк прогнозирует свою деятельность в ареале своего обитания на несколько шагов вперед. Какие наиболее оптимальные пути своего развития вы видите в Ульяновской области?

— Альфа-Банк на ближайшие пять лет поставил себе задачу удвоения своей доли рынка в России. Но Ульяновский офис, который сегодня по своей доле бизнеса в городе находится ниже других, поставил себе задачу утроиться. И я не вижу этому каких-то препятствий, тем более что уже сейчас наш кредитный портфель здесь ежегодно растет более чем на 20 % в то время как в целом по стране рынок не растет. И мне кажется, что с учетом нашей доли — одного из крупнейших работодателей региона, с учетом сегодняшней региональной власти, которая настроена привлекать инвестиции и заботиться о формировании благоприятной деловой среды в Ульяновской области, с учетом целого ряда перспективных проектов, в которых мы после прошедших сегодня переговоров рассматриваем возможность своего партнерства, — с учетом всего этого можно говорить о том, что наши планы в регионе имеют все шансы на успех. Конечно же, успех — это всегда в первую очередь люди. Но наша команда здесь сильная, команда во власти — тоже.

— Понятно, что вы работаете со всеми сферами бизнеса, и все же: на какие направления в Ульяновской области вы намерены делать особые акценты?

— Да, мы — большой универсальный банк и намерены развиваться, в том числе в Ульяновской области, по всем направлениям, это будет повышение числа активных клиентов в рознице, тех, кто получает зарплату на счета в нашем банке, точно будет развиваться наш корпоративный бизнес, в том числе кредитование различных инвестиционных проектов и проектов, направленных на расширение деятельности ульяновских предприятий, чтобы они могли развиться и выйти за пределы региона. Пока основными нашими клиентами были компании, у которых был пусть небольшой, но все же штат, и мы раньше были не очень удобны и достаточно дороги для индивидуальных предпринимателей, у которых один-два работника, но сейчас мы готовим отдельные предложения для самозанятых и, полагаю, станем им интересны. Сегодня, на встрече с губернатором, мы наметили несколько программ, в которых намерены принять активное участие. К примеру, у Сергея Ивановича Морозова есть идея выращивания из сильных компаний так называемых «национальных чемпионов, выводя их на рынок всей России, а затем и на экспортные рынки, и это абсолютно точно ложится в наши интересы, потому что философия нашего бизнеса по отношению к клиентам звучит: «мы помогаем вам развивать ваш бизнес». Мы делаем много клиентских мероприятий, направленных на расширение границ деятельности предпринимателей, показываем, как можно выходить за рамки региона, и даже на экспорт, объясняем, что это возможно и относительно легко, и банк в этом деле, безусловно, будет большим помощником. Ряд клиентов мы уже вывели на экспортные рынки, показав им, что их продукция сегодня даже дешевле китайской. Я думаю, и в работе с инвесторами мы тоже сможем составить конкуренцию госбанкам. Мы также возрождаем ипотечную программу. В этом году опробуем ее в качестве «пилота» в Москве и Питере, а Ульяновск уже точно войдет в число регионов первой волны. Это помогает нашим решениям с точки зрения разворачивания нашего бизнеса. Для ипотеки главное — низкие процентные ставки. И если ожидания снижения инфляции оправдаются, у этого сегмента кредитования будет явный рост.

В целом, мы не будем ограничивать себя в сферах деятельности. Из того, что мы пока не будем делать — не будем развивать автокредитование в автосалонах — нас там исторически нет. Зато мы будем искать возможность выхода на рынок подержанных автомобилей.

Company profile

Альфа-Банк. Основан в 1990 году, является универсальным банком. Головной офис в Москве. 21 тысяча сотрудников. Более 75 % акций банка принадлежит «Альфа-Групп», фактически пакет контролируют Михаил Фридман (36.47 %), Герман Хан (23.27 %) и Алексей Кузьмичёв (18.12 %); остальные акции принадлежат физическим лицам, в том числе — президенту банка Петру Авену (13.76 %). На конец 2016 года клиентская база Альфа-Банка составила около 334 100 корпоративных клиентов и 14,3 миллионов физических лиц. Банковская группа «Альфа-Банк» сохраняет позицию одного из крупнейших российских частных банков по размеру совокупного капитала, кредитному портфелю и средствам клиентов. В Ульяновске работает операционный офис Альфа-Банка, универсальная полноформатная площадка для обслуживания физических лиц, предпринимателей и корпоративных клиентов. На 01.07.2017 объем привлечений составил 1,44 млрд рублей, совокупный кредитный портфель 1,3 млрд рублей. Также в Ульяновске с 2011 года функционирует Поволжский региональный операционный центр Альфа-Банка (ПРОЦ), в котором работают более 2 тысяч сотрудников. За I‑е полугодие 2017 г. ПРОЦ принял более 6 млн звонков от клиентов физлиц, 1,2 млн от юрлиц.

— Вы увидели там выгодную нишу?

— Нам кажется, что она свобода. Это очень серый рынок, работающий пока по не вполне открытым правилам.

— И вы намерены, пока есть возможность, установить свои правила?

— Повторюсь, это очень сложный рынок, там непросто зарабатывать деньги, но, с другой стороны, мы видим свою миссию в том, чтобы обелять какие-то рынки, устанавливать там понятные и прозрачные правила.

— В Ульяновске начинается реализация мощного мегапроекта — «Технокампус 2.0» — речь идет о так называемой ульяновской «технологической долине» и «умном городе» Сантор, где во главу угла будут поставлены наука, высокие технологии, новые принципы взаимодействия образования, бизнеса, науки и производства. Понятно, что подобные проекты достаточно рискованные, с другой стороны, это перспективное направление развития, от которого современному банку все равно не уйти. Намерены ли вы каким-то образом участвовать в этом мегапроекте?

— Мы обсуждали с губернатором и этот проект, тем более что мы работаем с IT-компаниями. Сказать, что мы уже сегодня выработали по нему план действий и готовы финансировать, пока не могу, но, безусловно, мы будем смотреть, анализировать и потом принимать решения. Одно могу сказать точно: в инвестиционной деятельности, которую ведет регион, Альфа-Банк будет активно участвовать.

— Вы внимательно изучаете регионы своего присутствия. Есть ли в Ульяновской области какая-то своя специфика в сравнении с другими регионами?

— Скорее, нет. Но из того, что я замечаю, ваша власть более открыта. Здесь больше диалога, даже в сравнении с более крупными нашими филиалами в других регионах. Возможно, это связано и с тем, что регион пока дотационный, и потому властью для привлечения таких компаний, как наша, делается больше, чем в регионах, где денег достаточно, дела идут неплохо, и это их, возможно, успокаивает. Известно, что все мы развиваемся из зоны дискомфорта.

— Пройдя вместе со всей страной глубокий экономический кризис, войдя, в, как теперь принято называть, в новые экономические условия и эпоху импортозамещения, Альфа-Банк как-то скорректировал свою политику?

— Когда на рынке произошли такие радикальные изменения, было бы странным, если бы мы не поменялись. Безусловно, мы изменили свои подходы к кредитованию отраслей. К примеру, сектор «коммерческая недвижимость» или «доходная недвижимость» кредитовался в валюте — так хотели клиенты. Но 2014 год, хоть и болезненно, убедил всех, что все-таки этот сектор рублевый, а не долларовый. В то же время импортозамещение стало хорошим стимулом для развития локальной промышленности и сельхозпроизводства, а мы — один из банков, работающий по программам развития сельхозпроизводителей. Мы стали больше следить за экспортно-ориентированными отраслями, стараемся быть для них дополнительным финансовым контролером, упреждая возможные изменения и последствия, о которых они могут пока и не догадываться. Мы теперь заранее параллельно выстраиваем экономические модели развития наших клиентов, прогнозируя риски. Впрочем, нам это всегда помогало и выделяло, может, на фоне других — профессиональное и качественное управление рисками. И сегодня компании даже больше стали открытыми к диалогу. Сейчас мы учимся заниматься и инвестиционным кредитованием в регионах.

— Конечно, бизнес, особенно в регионах и особенно — малый, нуждается в экспертной и консультационной поддержке своего банка, в специализированных кредитных продуктах, в участии банка в программах поддержки совместно с региональными институтами развития. Но все это требует немалых дополнительных затрат. Что для банка важнее: участие в формировании комфортной среды для бизнеса и выращивании грамотного клиента, или только высоко квалифицированная чисто-банковская деятельность?

— Я бы не выбирал, потому что, если не делать первого, не будет шансов выиграть во втором. Если слишком увлечься первым, снизив внимание второму, можно все потерять. Как и во всем в жизни, здесь важен баланс. Нам кажется, что качественное управление риск-менеджментом — критически важно. Основа банковского дела — это доверие. Банк начинается тогда, когда клиент приносит свои деньги, и это — наша первая ответственность. Это то, что нас отличает, то, что мы умеем делать, то, чему мы всегда уделяем большое внимание. Но мы понимаем, что если не будем способствовать развитию среды, то будет очень сложно развиваться, ведь банк развивается тогда, кода развиваются его клиенты. Чем больше клиенты общаются с нами, чем больше ценностей мы для них создаем, тем более мы востребованы. Нельзя говорить, что мы кредитуем только хорошее, потому что тогда уже хорошим не станет ни один середняк.

— В Ульяновске только что закончился «I Фестиваль национальных видов спорта стран СНГ», одним из основных спонсоров которого был Альфа-Банк, в прошлом году ваш банк был партнером «XXXVI Чемпионата мира по хоккею с мячом», Альфа постоянно становится участником различных благотворительных программ в социальной и культурной сферах. Что это — чистая филантропия, такой способ продвижения и формирования имиджа, или метод взаимодействия с региональной властью?

— Может, для сегодняшнего достаточно циничного мира это может прозвучать очень странно, но мне кажется, что когда у тебя есть что-то, нужно поделиться. Конечно, мы частная организация и не можем брать на себя задачи государственного масштаба, но там, где ты можешь поменять среду вокруг, это точно стоит делать. Признаюсь, в этом есть и для нас определенная выгода, если можно так назвать, потому что это очень сильно объединяет сотрудников, помогает объединять их с клиентами. Многие называют это социальной ответственностью бизнеса, но мне кажется, что это обычная человечность. Если каждый из нас будет чуточку человечнее, то в какой-то момент и мир вокруг нас немножко поменяется. Мы все — маленькие творцы. Многие думают, что ничего не решают, но если поймут, что хоть чуть-чуть решают, а таких людей станет миллион, то изменения произойдут. И, да, конечно, это помогает и имиджу банка. Но я поделюсь одной личной историей. Сам я тоже много занимаюсь благотворительностью, но об этом нигде не говорю, это очень личное. И я не понимал своих друзей, известных москвичей, которые, наоборот, любят говорить о своей благотворительности. И когда я их спрашивал, меня поразил ответ. Они говорят: мы — люди известные, за нами следят, мы — некие ролевые модели для кого-то, мы показываем своим примером, что на это стоит тратить время и деньги. И если хоть один человек из них тоже займется благотворительностью, можно считать, что мы свою задачу выполнили.

АО «АЛЬФА-БАНК» генеральная лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.15 г. Реклама.

Вся лента