Басманный суд вернул Кирилла Серебренникова домой
Подследственному режиссеру избрана мягкая мера пресечения
Басманный райсуд определил под домашний арест до 19 октября известного режиссера, худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, обвиняемого СКР в хищении 68 млн руб., выделенных Минкультом на реализацию проекта «Платформа». Сам господин Серебренников заявил в суде, что инкриминированное ему преступление является невозможным и абсурдным. Предложенные деятелями культуры и искусства поручительства, а также залог на сумму, превышающую ущерб, судом были отклонены.
Пока шло разбирательство, на улице митинговали сторонники Кирилла Серебренникова, скандировавшие «Свободу!» и «Кирилл, выходи!». Разбирательство началось с оглашения ходатайства, в котором следователь Следственного комитета России (СКР) указал, что господин Серебренников обвиняется в тяжком преступлении (ч. 4 ст. 159 УК РФ; мошенничество в особо крупном размере), оказавшись на свободе, может скрыться и противодействовать следствию. По словам представителя СКР, еще не все участники хищений установлены, а сам режиссер уже оказывает противодействие расследованию, фактически отказавшись от дачи показаний. Следователь попросил суд определить Кирилла Серебренникова под домашний арест до 19 октября, запретив ему покидать свое жилье, пользоваться любыми средствами связи и вступать в контакты с другими фигурантами расследования.
Адвокат обвиняемого Дмитрий Харитонов в ответ гарантировал, что его клиент не сбежит, поскольку у него давно изъят загранпаспорт. Господин Харитонов отметил, что режиссер не уклонялся от следственных действий и дачи показаний, а просто устал: его этапирование из Санкт-Петербурга, где было произведено задержание, в Москву заняло девять часов. Защитник предложил вместо ареста избрать для господина Серебренникова залог на сумму предполагаемого ущерба. Правда, оказалось, что 68 млн руб. у представителя обвиняемого нет, но он готов был собрать нужную сумму.
Но тут защите на помощь пришла сестра бизнесмена Михаила Прохорова главный редактор журнала «Новое литературное обозрение», издатель Ирина Прохорова. Она сообщила, что давно знакома с режиссером, уверена в его невиновности и готова внести за его освобождение залог. Извинившись за каламбур, госпожа Прохорова назвала Кирилла Серебренникова «абсолютным бессребреником» По ее словам, весь смысл жизни господина Серебренникова — это творчество и искусство. Поручившись, что режиссер не будет скрываться от следствия и суда, она предложила за него залог в размере, который устроит само правосудие.
Публицист, общественный деятель Ирина Прохорова в эфире "Ъ FM"
Мы, к сожалению, знаем, что наш суд работает чаще всего на репрессивной стороне. Но я очень надеюсь, что если мы будем стойки и упорны, нам удастся защитить великого человека. То же самое я сказала на суде, я могу это только повторить: Кирилл Серебренников является гордостью России... Читайте подробнее
С личными поручительствами помимо нее выступили: гендиректор Большого театра Владимир Урин, телеведущий Андрей Малахов, певец Филипп Киркоров, худрук Театра наций Евгений Миронов, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, режиссеры Андрей Смирнов, Федор Бондарчук, актер Данила Козловский, писательница Людмила Улицкая и еще с десяток известных людей.
Сам Кирилл Серебренников также обещал ничем не препятствовать расследованию. Предъявленное ему обвинение режиссер нашел «невозможным и абсурдным». Обвиняемый заявил, что гордится проектом «Платформа», отметив, что выделенные на него государством деньги были не похищены, как считает следствие, а потрачены по назначению. Господин Серебренников подчеркнул, что отвечал за художественную часть проекта, не имея никакого отношения к его финансированию. При этом ему не известно о каких-либо финансовых злоупотреблениях со стороны других бывших руководителей АНО «Седьмая студия», реализовавших проект.
Выступление Кирилла Серебренникова в суде
Я бы хотел, чтобы меня отпустили, потому что я не виноват. Те обвинения, которые мне предъявлены, кажутся абсурдными и невозможными. Я честно много лет работаю в России в Москве, я делаю спектакли, я снимаю фильмы. В данный момент я нахожусь в стадии производства, мне надо снимать фильм, мне надо выпускать спектакль в «Гоголь- центре». Мне нет смысла никуда убегать, и воздействовать на кого-либо, потому что с момента обысков два месяца я не пытался куда то скрыться и всегда по любому звонку следователя являлся на допрос. Как только был звонок, я всегда приезжал, где бы я ни находился. Никакого препятствия следствию с моей стороны не было. Я со следствием активно сотрудничал и говорил правду, которую я знаю.
Она заключается в том, что проект «Платформа», конечно, был, деньги, выделенные на него государством, полностью на него потрачены. Я им очень горжусь, все люди, которые работали в проекте, работали самоотверженно и честно. И никаких случае злоупотребления и злонамеренного использования средств мне не известно. Я художественный руководитель этого проекта, моя работа была сделать так, чтобы проект произошел как яркое и мощное произведение современного искусства, яркий и видный момент в России и за рубежом. Это так и случилось, этому есть огромное количество доказательств. Поэтому моя работа художественного руководителя, отвечающего за содержание этого проекта... мне кажется, что это абсолютно несправедливо.
Я думал, что мы для страны, для родины делаем такой яркий и мощный проект, который сделали, который во всем мире известен, это будет очень важно для всех. Проект на самом деле был платформой и стартовой площадкой для огромного количества молодых художников. Огромное количество зрителей этого проекта могут подтвердить, что мы сделали очень яркое и классное мероприятие. Я отвечал за художественную часть, и она была на высочайшем уровне. Я не знаю со своей стороны сотрудников, которые вели экономическую часть, я ни в чем их никогда не обвинял и не подозревал ни в чем мне неизвестных случаев злоупотреблений. Мы сдали этот проект, отчитались в министерстве культуры, за что получили благодарность.
Напомним, по просьбе следствия был заключен под домашний арест бывший гендиректор АНО Юрий Итин, а в СИЗО определены генпродюсер «Студии» Алексей Малобродский и бухгалтер Нина Масляева (последняя и дала показания о том, что именно Кирилл Серебренников организовал хищения). Кроме того, еще один продюсер — Екатерина Воронова — объявлена в розыск.
Господин Серебренников просил не заключать его под домашний арест, так как эта мера пресечения помешает его участию в различных проектах, которые важны не только для него, но и для страны в целом.
Он обещал по первому требованию являться в правоохранительные органы.
Однако судья Елена Ленская удовлетворила требование следствия, а не многочисленных защитников и сторонников режиссера, заключив его под домашний арест. Находясь под домашним арестом, в съемках и спектаклях он участвовать не сможет.
Какие решения выносила судья по делу Кирилла Серебренникова
23 августа судья Басманного суда Москвы Елена Ленская избрала меру пресечения для режиссера Кирилла Серебренникова, подозреваемого в мошенничестве в особо крупном размере. О других громких делах и решениях судьи — в материале “Ъ”.