По израильско-армянским отношениям ударил беспилотник
Сотрудников компании из Тель-Авива обвинили в атаке на Нагорный Карабах
Министерство обороны Израиля проводит расследование в отношении компании Aeronautics Defense Systems (ADS), производящей ударные беспилотники. Как сообщила израильская газета «Маарив», сотрудники базирующейся в Тель-Авиве компании могли по просьбе азербайджанских военных участвовать в ударе по армянским позициям в Нагорном Карабахе. Компания все обвинения решительно отрицает, хотя о ее сотрудничестве с Баку известно давно. При этом в армянской и азербайджанской прессе было распространено сообщение о том, что газета «Маарив» якобы уже опровергла собственную публикацию. Но это, как выяснил “Ъ”, оказалось неправдой, и важный репутационный вопрос для Израиля по-прежнему открыт.
Фото: Amir Cohen / Reuters
Скандал разразился после публикации в газете «Маарив», где рассказывалось о недавнем визите в Азербайджан делегации представителей Aeronautics Defense Systems. Целью было заключение контракта на поставку беспилотников-камикадзе Orbiter 1K. Они могут нести двухкилограммовый боезаряд, который активируется при столкновении с целью и способен уничтожить, например, автомобиль. Как утверждает автор статьи Йоси Мельман, азербайджанские военные попросили израильских инженеров продемонстрировать технику в деле, нанеся удар по позициям в Нагорном Карабахе. Видеосъемку атаки якобы потом собирались показать по телевидению Азербайджана, «чтобы продемонстрировать национальную гордость и военную мощь».
Однако два израильских оператора категорически отказались направлять дроны на Нагорный Карабах, хотя руководство делегации ADS согласилось с условиями азербайджанской стороны. Менеджеры израильской компании обвинили операторов в том, что из-за них может сорваться важный контракт, но те все равно не подчинились. Тогда управлять двумя беспилотниками пришлось самим менеджерам. После этого инцидента, как писала «Маарив», один из операторов уволился из компании, а второй собирается это сделать.
Позднее «Маарив» опубликовала еще один материал, в котором было раскрыто имя человека, якобы сообщившего Министерству обороны Израиля об инциденте. Им оказался владелец небольшой компании Wireless Avionics Алон Валлах, который сам на протяжении 20 лет занимался производством беспилотников. «Я узнал о том, что произошло в Азербайджане, от надежных источников и как добропорядочный гражданин должен был об этом сообщить в министерство»,— сказал господин Валлах. Wireless Avionics не является конкурентом ADS.
Армянские СМИ со ссылкой на свои источники уточнили дату, когда, вероятно, произошел инцидент — 7 июля. При этом в еженедельнике «Хай зинвор» («Армянский солдат») — официальном печатном органе Министерства обороны Армении — в номере от 2–8 августа (то есть еще до публикаций в израильской прессе) было напечатано интервью с полковником армии самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Арменом Гезаляном. «7 июля противник использовал ударный беспилотник, пытаясь повредить одну из наших позиций,— рассказал господин Гезалян.— Конечно, у них это не получилось. Хотя многие бойцы были на позиции впервые, они быстро сориентировались, и трагедии удалось избежать. Двое солдат получили легкие осколочные ранения».
В военном ведомстве Азербайджана не сделали никаких официальных заявлений по поводу скандала и не ответили на запрос “Ъ”. В ADS также проигнорировали вопросы “Ъ”. Вместе с тем газете «Маарив» в компании заявили, что все обвинения считают неправомерными. При этом о сотрудничестве ADS с Баку известно давно. В частности, в Азербайджане действует совместная с Израилем компания AZAD Systems Co, которая производит беспилотники Zarba: они представляют собой лицензионную копию Orbiter 1K.
Пресс-служба военного ведомства Израиля в ответ на просьбу “Ъ” прокомментировать ситуацию заявила: «Минобороны обычно не комментирует информацию, связанную с военным экспортом. Этот вопрос (о возможном участии представителей израильской компании в осуществлении атаки на позиции в Нагорном Карабахе.— “Ъ”) находится в стадии проверки соответствующими отделами Министерства обороны». Дополнительно в ведомстве уточнили, что «если инженеры из Aeronautics Defense Systems и ездили в Азербайджан, то израильских военных с ними не было».
При этом источник “Ъ” в госструктурах Израиля назвал описанную в газете «Маарив» историю «из ряда вон выходящей». «Ничего подобного раньше не было. Принцип невмешательства в чужие конфликты — ключевой для израильской военной промышленности,— сказал собеседник “Ъ”.— Хочется верить, эта информация не подтвердится. Но если она все же окажется правдой, военное ведомство, разумеется, применит санкции в отношении компании». Когда завершится расследование Министерства обороны Израиля, пока неизвестно.
Публикация «Маарив» нашла широкий отклик в армянских, а затем и в азербайджанских СМИ. Интерес к теме несколько угас после того, как армянский портал Tert.am 15 августа опубликовал интервью посла Израиля в Ереване Элияху Ерушалми. «Эта информация (об атаке карабахских позиций сотрудниками ADS.— “Ъ”) была опубликована в газете, затем газета опровергла ее. По всей видимости, такого никогда и не было, но в любом случае Израиль проверяет эту информацию»,— цитирует посла издание.
Между тем, как выяснил “Ъ”, цитата была передана неточно. В посольстве Израиля в Армении “Ъ” сообщили: господин Ерушалми не говорил, что газета «Маарив» опровергла собственную публикацию,— он имел в виду, что ADS считает обнародованную информацию не соответствующей действительности. Недопонимание произошло из-за языкового барьера, предположили в дипмиссии. Журналист газеты «Маарив» Йоси Мельман подтвердил “Ъ”, что ничего не опровергал.
Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян сообщил “Ъ”: в Степанакерте также проводят проверку сообщений израильской прессы, но результатов пока нет. «Подобного рода информация и утверждения вызывают у нас озабоченность. Если они подтвердятся, то должна последовать четкая и однозначная реакция международного сообщества»,— заявили “Ъ” в МИД Армении.
Фотогалерея
Хроника Карабахского конфликта
Еще в 1805 году был подписан Курекчайский договор, согласно которому Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, находилось в подчинении России. В начале 19 века армяне из Ирана и Турции начали переселяться в Северный Азербайджан, в том числе в Карабах. Армянская и Азербайджанская республики начали борьбу за Карабах с момента их создания как независимых государств. В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии, а два года спустя на его территории была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана
Фото: Игорь Гаврилов / Фотоархив журнала «Огонёк»
20 февраля 1988 года населенный преимущественно армянами Нагорный Карабах заявил о своем выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года прошел референдум, по результатам которого 99,89% населения высказались за полную независимость от Азербайджана. Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Несколько дней спустя распался СССР. Все эти события спровоцировали вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран
Фото: Марк Штейнбок / Фотоархив журнала «Огонёк»
Конфликт ненадолго приостановило Спитакское землетрясение, произошедшее 7 декабря 1988 года на северо-западе Армянской ССР и приведшее к гибели как минимум 25 тыс. человек
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
С января 1990 года начались активные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе, депортация армянского населения. События 13-18 января вошли в историю как армянский погром в Баку. В результате были убиты около 90 человек, в НКАО было введено чрезвычайное положение. 20 января в Баку, чтобы предотвратить захват власти, ввели войска, что привело к жертвам среди мирного населения, выступающего против. Погибли более 130 человек, ранения различной степени тяжести получили 800 человек. Все эти события вошли в историю под названием «Черный январь»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Снабжение жителей НКАО продуктами и другими товарами осуществлялось нерегулярно. После того, как было прекращено пассажирское сообщение по железной дороге и резко сокращено количество авиарейсов Степанакерт—Ереван, сообщение с НКАО велось только посредством гражданской авиации. День за днем обстреливались как азербайджанские, так и армянские села. Велась бомбежка с воздуха
Фото: Владимир Веленгурин / Фотоархив журнала «Огонёк»
30 апреля 1991 года началась операция «Кольцо», направленная на уничтожение незаконных формирований и изъятие оружия. Операцию проводили подразделения МВД Азербайджанской Республики, внутренние войска МВД СССР и Советской Армии в НКАО и прилегающих районах Азербайджана. Действия военных привели к вооруженным конфликтам среди населения. Было депортировано население 24 армянских сел Карабаха
Фото: Владимир Сумовский / Фотоархив журнала «Огонёк»
27 июля армянское ТВ огласило заявление Государственного комитета обороны при Совмине республики: «Поскольку исчерпаны все политические средства… мы начинаем добровольную мобилизацию мужчин от 18 до 50 лет». Парламент республики обвинил комитет в самоуправстве, а также поручил специальной комиссии провести расследование
Фото: Игорь Гаврилов / Фотоархив журнала «Огонёк»
28 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость. Спустя четыре дня в границах Нагорно-Карабахской автономной области и населенного армянами прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР была образована Нагорно-Карабахская Республика. В сложившихся условиях ничто не помешало армянским боевым отрядам развернуть наступательные операции по освобождению депортированных в мае-июле 1991 года армянских сел Нагорного Карабаха
Фото: Игорь Гаврилов / Фотоархив журнала «Огонёк»
Военные действия развернулись на всей территории Карабаха после того, как 25 сентября 1991 года начался 120-суточный обстрел Степанакерта противоградовыми установками «Алазань». Начались целенаправленные действия против азербайджанских селений. В декабре была создана Национальная армия Азербайджана
Фото: Коммерсантъ / Эдди Опп
В 1992 году после атаки села Храморт началась активная фаза боевых действий между азербайджанскими и армянскими вооруженными формированиями за контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими территориями
Фото: Коммерсантъ / Эдди Опп
23 июля 1993 года карабахским силам самообороны удалось добиться значительного военного успеха: по информации министерства обороны Азербайджана, ими был взят Агдам, блокирован приграничный райцентр Физули, а также дорога, связывающая юго-западные районы Азербайджана с остальной частью страны. Армянская же сторона продолжала опровергать сообщения о наступательных действиях, подчеркивая, что ее цель — лишь подавить огневые точки противника в приграничных с Карабахом районах, откуда ведется регулярный обстрел карабахской столицы Степанакерта. Однако исполняющий обязанности президента Азербайджана Гейдар Алиев направил обращение в Совет безопасности ООН, где утверждал, что «армянским агрессором захвачено свыше 17% азербайджанской территории» и потребовал международного вмешательства
Фото: Петр Новиков / Фотоархив журнала «Огонёк»
12-14 февраля 1994 года в Омарском перевале проходили ожесточенные военные действия. Линия фронта переместилась не так заметно, как после предыдущих наступательных операций, так как Азербайджану удалось отбить лишь небольшие части своей территории на севере и юге. Однако список потерь вырос существенно: азербайджанцы в ходе этой операции потеряли около 4 тыс. человек, а армяне — около 2 тыс. человек
Фото: Коммерсантъ / Эдди Опп
В апреле началась Тер-Терская операция, проводимая армянской стороной. В ней были задействованы 1500 военнослужащих и 30 единиц бронетехники. Операция была завершена 6 мая 1994 года. Азербайджанские формирования отступили
Фото: Коммерсантъ / Эдди Опп
5 мая 1994 года был подписан Бишкекский протокол, который призывал прекратить огонь на территории Карабаха. 9 мая было подготовлено соглашение о бессрочном прекращении огня. Оно вступило в силу в полночь 12 мая 1994 года
Фото: Петр Новиков / Фотоархив журнала «Огонёк»
В ходе трехлетней войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания
Фото: Игорь Гаврилов / Фотоархив журнала «Огонёк»
6 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. С тех пор между Азербайджаном и Арменией ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта при посредничестве США, России и Франции
Фото: Игорь Гаврилов / Фотоархив журнала «Огонёк»
В конфликте 2016 года в Нагорном Карабахе Азербайджан впервые применил в боевых условиях израильские беспилотники. При этом, по данным Минобороны Армении, с помощью одного из них был обстрелян автобус с армянскими добровольцами, направлявшимися на фронт. Тогда погибли, по данным армянской стороны, от пяти до семи человек. Азербайджанская сторона этого не подтверждала. Тем не менее после завершения боев — 14 апреля 2016 года — армянская диаспора Израиля провела митинг возле МИД страны в Иерусалиме, требуя прекратить продажу новейшего оружия Баку. «Необходимость прекращения вооружения Азербайджана — согласованная позиция нашей общины,— сказал “Ъ” глава армянской общественной организации “Наири” в израильском городе Петах-Тиква Артем Чернаморян.— Что же касается статей в газете “Маарив”, то мы ждем окончания расследования. Единого мнения тут нет. Кто-то из армян считает, что операторы, отказавшиеся наносить удар,— настоящие герои. А кто-то не верит газете, подозревая, что это лишь попытка испортить отношения Армении и Израиля, которые в последнее время улучшились».
В декабре прошлого года азербайджанский президент Ильхам Алиев сообщил, что Израиль и Азербайджан за годы сотрудничества в военно-промышленной сфере заключили контракты почти на $5 млрд, уточнив, что большая часть из них уже выполнена. Объем реализованных контрактов между Москвой и Баку по линии ВТС за последние пять лет оценивается в сумму свыше $4 млрд.