Президент на чужом поле
Обозреватель “Ъ” Максим Юсин о выступлении Петра Порошенко в День независимости Украины
На военном параде в Киеве по случаю 26-летия независимости Украины президент Петр Порошенко произнес выдающуюся речь. За три с лишним года, которые он находится у власти, подобных выступлений еще не было.
Поразила в первую очередь не суть, а форма. В какие-то моменты это была не речь лидера 40-миллионного европейского государства, поздравляющего соотечественников с главным национальным праздником, а пост язвительного и дерзкого интернет-блогера. Со всей соответствующей лексикой.
Россия в 18-минутном выступлении была упомянута 14 раз, но здесь важно не количество, а качество: как именно, в каких выражениях о ней говорилось. «Мы не знаем, что в голове у того, кто сидит за поребриком». «Части российской регулярной армии вторглись на нашу землю без объявления войны — как Гитлер». «Вовеки не забудем и не простим никогда. И никому». «Российско-большевистские орды», напавшие на Украину в начале прошлого века. Именно так — не «советско-большевистские» а «российские» — даже в Гражданскую войну.
И, наконец, самая яркая цитата, позаимствованная у поэта Павло Тычины: «Пусть себе как знают — сходят с ума, подыхают».
Обычно так пишут в соцсетях украинские пользователи ярко выраженной патриотической ориентации. Но чтобы в подобных выражениях изъяснялся президент на параде, в присутствии министров обороны десятка иностранных государств — это что-то новое.
Похоже, Петр Порошенко в своей риторике и стилистике окончательно сместился на чужое, национал-популистское поле.
Стоит ему добавить в свою речь еще пару хлестких слов («Московия», например, или «кацап») — и президент уже ничем не будет отличаться от лидера Радикальной партии Олега Ляшко или кого-то из комбатов-депутатов, заседающих сейчас в Верховной раде.
Даже основатель запрещенного в России «Правого сектора» Дмитрий Ярош смотрится порой более солидно. Что неудивительно — на националистическом поле Ярош чувствует себя естественно, это его обычная среда обитания. Ему не надо суетиться, фальшивить, переигрывать, не надо никого из себя изображать.
Ну а Петр Порошенко на этом поле только дебютирует. Причем не от хорошей жизни. По сути своей, по своему бэкграунду никакой он, конечно, не националист и не популист. Но жизнь заставляет дрейфовать именно в эту сторону.
Когда выборы приближаются, а рейтинг не растет, когда политические противники не оставляют попыток расшатать его власть, когда один из этих противников, лишенный гражданства Михаил Саакашвили, через две недели будет прорываться через границу и не понятно, что с ним делать, приходится отчаянно маневрировать. Искать поддержку там, где раньше никогда не искал,— в радикально-националистическом лагере. Потому что если кто и предпримет попытку свергнуть президента, устроить новый Майдан, это могут быть только они — «патриоты» в камуфляже, комбаты, ветераны АТО. Саакашвили с его «еврооптимистами» не пойдет на баррикады. И уж тем более не пойдут домохозяйки и пенсионеры.
Какой вывод из этого должна сделать Россия? Только один: пора избавляться от иллюзий, от надежд, что скоро все вернется на круги своя, что отношения с Украиной наладятся, ненависть пройдет, что соседняя страна снова станет братской и дружественной. Не станет. В обозримом будущем Москва будет иметь дело именно с той Украиной, президента которой мы только что слышали на параде.
Более того, этот президент далеко не худший вариант. Те, кто потенциально может прийти ему на смену, еще жестче, еще непримиримее. Они и дипотношения разорвут, и полноценный визовый режим введут, да и состояние войны (вместо непонятной АТО) официально могут провозгласить. Что же касается Петра Порошенко, то он, несмотря на новый сценический образ и на риторику блогера-националиста, в реальных делах далеко не столь радикален, как в своих речах.
Понимаю, что это слабое утешение. Но другого нет.