«Доктор Столетов» пригласил на прием
В аптеках ГК «Эркафарм» будут вестись онлайн-консультации врачей
ГК «Эркафарм» начала установку в своих аптеках «Доктор Столетов» и «Озерки» специальных киосков, где специалисты мобильной клиники Doc+ будут проводить для посетителей бесплатные онлайн-консультации. Это первый такой проект на российском аптечном рынке. В «Эркафарме» надеются за счет него увеличить трафик и товарооборот.
Как рассказали “Ъ” в «Эркафарме», компания заключила с мобильной клиникой Doc+ соглашение о сотрудничестве. По нему специалисты клиники будут оказывать посетителям аптек «Озерки» и «Доктор Столетов» бесплатные онлайн-консультации в специально обустроенных киосках. Первый киоск Doc+ был установлен на прошлой неделе в аптеке «Доктор Столетов» в Москве на Ярославском шоссе, 2. Еще два предполагается поставить на следующей неделе в двух столичных аптеках «Озерки» на Брастиславской улице, 12 и улице Лескова, 2. Впоследствии киоски планируется оборудовать во всех аптеках обеих сетей, площадь которых превышает 130 кв. м.
В каждой аптеке консультации будут вести девять специалистов Doc+. Они будут давать советы по режиму и образу жизни, питанию, профилактике заболеваний, эффективности лекарств. Отчет с результатами консультации посетитель аптек сможет получить по электронной почте.
ГК «Эркафарм» управляет аптеками под брендами «Доктор Столетов», «Озерки», «Хорошая аптека» и др. Выручка в 2016 году — 26,7 млрд руб. В июле компания объявила о приобретении розничного бизнеса группы «Роста», включающего аптеки «Первая помощь», «Радуга», и «Ладушка». После завершения сделки «Эркафарм» будет владеть около 1,5 тыс. аптек. Доля рынка компании, по данным RNC Pharma, составит около 4,5% (четвертое место по обороту среди аптечных сетей).
Сервис Doc+ позволяет вызывать врача через сайт, мобильное приложение и собственный колл-центр. Среди его совладельцев — гендиректор OneTwoTrip Михаил Соколов, сооснователь Lamoda Флориан Янсен, сооснователь KupiVIP Дамиан Доберштейн.
Коммерческие условия соглашения в «Эркафарме» и Doc+ не раскрывают. CEO Doc+ Руслан Зайдуллин говорит, что основные затраты компании — на закупу оборудования и самого киоска. По его словам, проект должен решить проблему самолечения пациентов, которые теперь смогут получить конфиденциальную рекомендацию специалиста до покупки препарата. Запускать такие же киоски в аптеках других компаний Doc+ не планирует.
В ГК «Эркафарм», в свою очередь, рассчитывают, что партнерство с Doc+ позволит ее аптекам увеличить клиентопоток и товарооборот. Конкретных прогнозов по росту этих показателей там не дают, отмечая, что они будут зависеть от результатов «пилота». Сейчас на одну аптеку компании в среднем приходится по 10 тыс. чеков в месяц, в некоторых точках этот показатель достигает 30 тыс. Гендиректор QuintilesIMS Николай Демидов не видит в проекте «Эркафарма» и Doc+ высокой эффективности с точки зрения привлечения покупателей: по его прогнозу, продажи могут вырасти не более чем на 5%.
По мнению гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, киоски могут иметь успех у людей старшего возраста, которые более избирательно относятся к покупке лекарств. Оценить рост трафика эксперт затруднился, так как практики онлайн-консультаций в аптеках еще не было. Гендиректор сети «Ригла» Александр Филиппов считает, что партнерство «Эркафарма» и Doc+ «можно только похвалить», но сказал, что «Ригла» подобных проектов не планирует.
Гендиректор «Эркафарма» Анастасия Карпова отмечает, что при вступлении в силу закона о телемедицине киоски можно будет считать мобильными медицинскими кабинетами. «Их наличие — серьезный аргумент для покупателей при выборе аптечной организации»,— уверена госпожа Карпова. Закон о телемедицине Госдума приняла в третьем чтении в июле. Он предусматривает выписку электронных рецептов и возможность дистанционного оказания врачебной помощи и разрешает врачам оказывать медпомощь пациентам путем телемедицинских консультаций, консилиумов и дистанционного мониторинга. Закон должен вступить в силу с 1 января 2018 года.