Бюджет привели к подобию
Городские депутаты не увидели «амбиций» в бюджетных планах мэрии Перми
Администрация Перми представила депутатам основные направления бюджетной и налоговой политики на следующие три года. Они разработаны с учетом базового сценария социально-экономического развития города и, как и прежде, предполагают бездефицитность бюджета, выполнение социальных обязательств и рост инвестиционных расходов. Депутаты думского комитета по бюджету и налогам заметили, что администрация планирует бюджет «по образу и подобию прошлых лет», и упрекнули авторов документа в неконкретности, особенно в части расходов на предстоящее празднование 300-летия Перми. Предполагается, что замечания будут учтены в бюджетном послании, которое мэрия внесет в думу в течение двух месяцев.
Вчера состоялось заседание профильного комитета Пермской гордумы, на котором администрация Перми представила основные направления бюджетной и налоговой политики на 2018–2020 годы. Они разработаны на основании базового варианта прогноза социально-экономического развития. Предполагается, что возобновится рост инвестиций в основной капитал, положительная динамика доходов населения наряду с оживлением потребительского кредитования окажет поддержку обороту розничной торговли. В 2018–2020 годах прогнозируется рост фонда оплаты труда в результате повышения экономической активности в условиях низкого уровня инфляции. В мэрии ожидают, что в течение 2018–2020 годов среднегодовая инфляция сохранится на уровне 5%.
Замглавы администрации Перми Вера Титяпкина подчеркнула, что основные направления бюджетной и налоговой политики на трехлетку предусматривают преемственность подходов к формированию бюджета. Это бездефицитность и сохранение дополнительно принятых социальных обязательств бюджета для поддержки отдельных категорий граждан. «Важным направлением остается привлечение средств из бюджетов вышестоящих уровней. В текущем году город участвует в реализации двух приоритетных проектов — „Безопасные и качественные дороги“ и „Комфортная городская среда“. Объем привлеченных средств по ним составил 805 млн руб. В следующем году планируется участие в проекте создания современной образовательной среды для привлечения средств на строительство школ, финансирование которых предусмотрено в бюджете города. Кроме того, будет организовано взаимодействие с краевым правительством по определению приоритетных мероприятий к 300-летию Перми», — сообщила Вера Титяпкина.
В соответствии с федеральной налоговой политикой останутся стабильными действующие в городе налоговые ставки и льготы. В 2018 году предусмотрен рост собственных доходов бюджета на 2,3%, в 2019-м — на 1,9%, в 2020-м — на 1,5%.
Преемственность сохраняется и при планировании расходов на следующие три года. В том числе предполагается, что продолжится увеличение инвестиционных расходов. Бюджет развития увеличится в 2018 году, по предварительным расчетам, на 12% по сравнению с этим годом. Приоритетами в социальной сфере будут строительство и реконструкция школ, строительство детсадов и спортивных объектов. В сфере городского хозяйства планируется продолжить ремонт набережной Камы, строительство и реконструкцию скверов и парков, реконструкцию кладбища «Северное», строительство и реконструкцию дорог с привлечением средств краевого дорожного фонда. Кроме того, продолжится расселение граждан из ветхого и аварийного жилья, благоустройство дворовых территорий в рамках федерального проекта, строительство приюта для безнадзорных животных. Также планируется возобновить мероприятия по капремонту фасадов многоквартирных домов.
Особенностью нового бюджетного цикла является долгосрочное бюджетное планирование — проект бюджетного прогноза на период до 2023 года будет внесен в гордуму вместе с проектом бюджета. Прогноз включает основные параметры бюджета: общий объем доходов и расходов, объемы финансирования муниципальных программ, цели и задачи долгосрочной бюджетной политики города.
Замечания к проекту бюджетной и налоговой политики сделала глава Контрольно-счетной палаты Перми Мария Батуева. По мнению КСП, необходимо расширить участие муниципалитета в реализации федеральных приоритетных проектов, что позволит нарастить объем привлеченных средств. «На согласование поступил краевой проект по установлению единой даты перехода к расчету налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости. Сейчас налог рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости. При расчете прогноза доходов бюджета Перми эти изменения не учтены. Кроме того, не указаны обоснования применения понижающего коэффициента 0,8 по доходам от размещения наружной рекламы, причины снижения доходов от размещения нестационарных торговых объектов.
Одним из расходов также указано финансовое обеспечение мероприятий по празднованию 300-летия Перми, но конкретные мероприятия отсутствуют. Продекларировано развитие муниципально-частного партнерства, но пути и эффект в документе не отражены», — добавила госпожа Батуева.
Председатель комитета по бюджету и налогам Наталья Мельник отметила, что обозначенные направления «сделаны по образу и подобию прошлых лет». «Мы ожидали, что амбиции будут больше. Хотелось бы, чтобы была отражена подготовка к юбилею города. Основные направления, как мне кажется, должны быть заточены на то, чтобы встретить эту дату достойно и уже сейчас начинать планировать», — заявила она. Также она поинтересовалась принципом бездефицитности бюджета: «Это продолжение продуманной политики или просто „по накатке“?».
Вера Титяпкина пояснила, что отсутствие дефицита связано с принципом наращивания инвестиционной составляющей. Если сейчас, по ее словам, город начнет осуществлять заимствования, то через два года придется сокращать бюджет развития, и муниципалитет перестанет строить новые объекты.
Депутат Евгений Глезман спросил, почему нельзя применить оптимистичный сценарий, ведь доходы населения будут расти, а предприятия заявляют о проектах развития. «Основная задача бюджета любого уровня — обеспечение принятых обязательств. А планы предприятий могут корректироваться в текущем режиме, поэтому базовый прогноз учитывает экономическую ситуацию сегодня, и мы не видим оснований для оптимистичного сценария», — уточнила Вера Титяпкина. Господину Глезману также не хватило конкретики по проектам, которые город собирается реализовывать. По словам замглавы администрации, они будут прописаны в муниципальных программах, которые будут рассматриваться в сентябре.
Депутат Надежда Агишева обратила внимание на то, что «ничего не меняется ни по количеству муниципальных программ, ни по их содержанию»: «Основной смысл программно-целевого метода, чтобы цели достигались, программы завершались и открывались новые. Все-таки будут ли новые программы в какой-то перспективе?».
Вера Титяпкина пояснила, что подход, о котором говорит госпожа Агишева, применяется к так называемым «прогрессивным» программам, а администрация в основном использует «процессные».
Депутаты также интересовались возможностями увеличения доходной части бюджета, в том числе за счет такого источника, как «серые зарплаты» и усиление платежной дисциплины. Первый вице-спикер гордумы Дмитрий Малютин сделал акцент на том, что нужно больше привлекать средств из краевого и федерального бюджетов: «805 млн руб. — не те суммы, которые позволят сделать прорыв при базовом сценарии и бездефицитной модели».
Проект основных направлений, представленный администрацией, был одобрен комитетом с учетом замечаний и предложений. Предполагается, что они будут отражены в бюджетном послании, которое мэрия внесет в думу до 20 октября.