Секреты на продажу
Эффективно ли законодательство об инсайдерской информации в России
Центральный банк собирается расширить список инсайдерской информации и включить в него сведения по ключевой ставке и о введении временной администрации в кредитных организациях. Проект соответствующего указания размещен на портале нормативных правовых актов.
Информация о снижении или повышении ключевой ставки может помочь инсайдерам зарабатывать на валютном рынке, а о введении временной администрации — на долговых бумагах банка, рассказал советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» Сергей Хестанов: «Это касается, в частности, движения цен по разного рода долговым обязательствам банков. Так, знание о том, что в какой-либо кредитной организации может быть введена временная администрация, может дать нерыночное преимущество владельцу такой информации с точки зрения продажи части бумаг по достаточно высоким ценам до того, как широкая публика узнает о таком решении. И чтобы пресечь такого рода деятельность, предложено данную информацию отнести к классу инсайдерской».
В российской правовой практике дел за распространение и использование инсайда пока не так много, как в мире. По сути, о единственном таком прецеденте стало известно в марте 2017-го, когда под подозрение попали три бывших менеджера компании Владимира Евтушенкова «АФК Система». Чем закончилось расследование, неизвестно. Кроме того, в российском законодательстве слишком много пробелов, отмечают эксперты. Например, в США нет списка, какие сведения распространять нельзя, вместо этого перечислены несколько общих определений инсайда. Также американская правоприменительная практика по таким делам насчитывает не один десяток лет, напомнил директор аналитического департамента компании «Альфа-Форекс» Андрей Диргин: «Российское законодательство, конечно, более мягкое и, более того, правоприменение у нас не развито. Законодательство об инсайдерской информации в США насчитывает много десятилетий, а в России его начали разрабатывать и серьезно применять только в 2000-х годах, соответственно, у нас очень мало прецедентов».
С другой стороны, малое количество дел по инсайду в России объясняется незаинтересованностью трейдеров. В стране, в отличие от Запада, менеджеры практически не владеют акциями своих компаний, и зарабатывать на инсайде попросту некому. Тем не менее, купить информацию такого рода в России можно, уверен руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин: «Инсайдерская торговля, в принципе, привлекает внимание. По моему мнению, это исключительно предположение, она остается исключительно важной для официальных лиц и органов российского государственного управления, потому они и либеральный клан в целом делают все для того, чтобы не привлекать внимание общественности к тому, что, скорее всего, является преступлением, а для них, судя по всему, — привычным делом».
Кроме того, эксперты считают, что нужно строже наказывать за нарушения законодательства о распространении инсайда. Сейчас существует несколько видов ответственности — от штрафа в 300 тыс. руб. до тюремного заключения сроком до 4 лет.