Владивосток по плану
Японское бюро Nikken Sekkei в рамках сотрудничества с АИЖК разрабатывает мастер-план развития Владивостока, который планируется представить до конца нынешнего года. Эта работа — один из практических пунктов сотрудничества между Россией и Японией. Зарубежные урбанисты считают, что столица Приморья может стать полноценным хабом, который соединит Азию с Европой.
Идеи
Без порта
Nikken Sekkei рассматривает два варианта перемещения контейнерного порта из Владивостока. Первый сценарий предусматривает консолидацию функции контейнерного порта Владивостока и порта Восточный в порту Суходол. Второй вариант — перемещение функции контейнерного порта Владивостока в порт Восточный. Кроме того, туда же японские специалисты предлагают переместить порт для энергоресурсов, а судостроение — в район Большого Камня. В действующем порту столицы Приморья предлагается оставить терминал для пассажиров, терминал для импорта автомобилей и рыбохозяйственный сектор. Прибрежные районы, которые освободятся после переноса основных функций порта в другие места, можно преобразовать в современные общественные культурно-развлекательные и многофункциональные пространства для жителей города и отдельные коммерческие площади, прибыль от которых будет использоваться в качестве компенсации за перемещение.
С дорогами
Эксперты Nikken Sekkei спрогнозировали три варианта строительства потенциальной кольцевой дороги во Владивостоке. Вот к каким выводам они пришли. Если строить наземную дорогу, то это, естественно, менее дорогостоящий вариант, следовательно, возможна более быстрая реализация. Но в этом сценарии есть и минусы: во-первых, на западном участке кольцевой дороги недостаточно места, необходимо присоединение к существующей дороге. Впрочем, это едва ли позволит кардинально улучшить ситуацию с пробками. Во-вторых, недостаточно места для организации променада вдоль побережья вблизи центральной части.
Второй вариант — создание морского маршрута. В этом случае отпадает необходимость присоединения к существующей дорожной сети на западном участке кольцевой дороги и, следовательно, повышается эффективность с точки зрения улучшения ситуации с транспортной загруженностью. Но с другой стороны, при таком варианте ограничивается доступ к дорогам по суше, суда будут испытывать препятствия при приближении к береговой зоне. К тому же строительство такой дороги значительно увеличит смету.
Третий вариант — частично морской маршрут. В этом случае не надо присоединять к существующей дорожной сети на западном участке кольцевой дороги и есть возможность создания променада вдоль побережья, так как кольцевая дорога проходит по морю вблизи центральной зоны. Но это вариант, как считают специалисты Nikken Sekkei, самый дорогой.
Александр Галушко, министр РФ по развитию Дальнего Востока
Восточный экономический форум (ВЭФ) дал мощный импульс для формирования Владивостока как крупнейшего центра международного сотрудничества. В прошлом году премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил сделать приморскую столицу еще прекраснее. На третьем ВЭФ уже состоится презентация мастер-плана Владивостока, разработанного с помощью наших японских партнеров. Его реализация поможет городу стать более комфортным для жителей и гостей города. Во Владивостоке появится больше зеленых пространств, современной инфраструктуры, доступного жилья. Уверен, что для жителей Приморья, которые всегда гордились своей столицей — энергичным, открытым морю и солнцу городом, обновление Владивостока станет еще одним важным этапом в его развитии.
Nikken Sekkei планирует представить предварительную концепцию уже в этом месяце, говорит заместитель гендиректора Фонда Единого института развития в жилищной сфере (создан АИЖК) Евгения Муринец. "В концепции будут представлены основные стратегии развития города, а также видение двух выбранных японскими коллегами приоритетных зон стратегического развития,— рассказывает она.— А уже к концу 2017 года появится итоговый мастер-план и "дорожная карта", которые определят, что и в какой период необходимо сделать для достижения выбранных целей". Мастер-план, подготовленный Nikken Sekkei, должен пройти общественные слушания, которые предположительно могут пройти в первом квартале 2018 года. Как только идеи, предлагаемые японскими урбанистами, будут одобрены горожанами, планируется запустить работу по корректировке генплана развития Владивостока с учетом предложений Nikken Sekkei, сообщили в администрации Приморского края. Там же уточнили, что для этих целей создан координационный совет.
Взгляд на город
Подход Nikken Sekkei к разработке мастер-плана столицы Приморья оказался следующим: специалисты бюро изучали проблемы города, собирая информацию у всех профильных департаментов местной администрации, в том числе о том, что жители хотят улучшить в своем городе. Проанализировав все данные за последние 15 лет, японские урбанисты пришли к выводу, что Владивосток имеет все шансы стать транзитным хабом между Азией и Европой, но для этого город должен быть удобным не только для его жителей, но и для тех, кто приезжает сюда работать и путешествовать.
По мнению Nikken Sekkei, во Владивостоке необходимо разрабатывать три ядра — историческое, инновационное и торгово-рекреационное, что будет способствовать развитию, с одной стороны, туризма, с другой — созданию инновационной экономики. Для этого предлагается создать в городе новый креативный хаб, где будут проводиться самые передовые исследования и осуществляться научные разработки. Реализовать подобную задачу, уверены японские специалисты, можно на острове Русский, который за последние пять лет превратился из закрытой территории в настоящий образовательный центр. Кстати, специалисты КБ "Стрелка", которое также по заказу АИЖК разрабатывает мастер-план бухты Новик — одной из частей острова,— также убеждены, что Русский — подходящее место для развития научного кластера.
Впрочем, по мнению Nikken Sekkei, инновационное ядро города можно также благополучно развивать в материковой части Владивостока, где до переезда на Русский размещались корпуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Бывшие здания вуза могут стать своеобразным коммуникационным центром с конференц-залами, помещениями для семинаров и коворкингами. Предлагается также провести редевелопмент бывшего общежития ДВФУ, где могут разместиться как небольшие офисы для инновационных фирм, так и жилье с недорогой арендной платой, что очень важно для тех, кто запускает стартапы.
Кроме того, как полагают в Nikken Sekkei, Владивосток логично превратить в один из финансовых центров российского Дальнего Востока. Для этого предлагается создать в городе новый центральный бизнес-район, который включит в себя административные функции, выводимые из центральной части города. Это именно то, что нужно городу, который в час пик находится практически в глухой пробке. Изучив город вдоль и поперек, японские градостроители пришли к выводу, что новый деловой район оптимально создавать по соседству с дельтой Первой речки: для этого придется вывести из этого района нефтехранилище, изменить трассировку существующих железнодорожных путей и улично-дорожную сеть.
Свободные дороги
Учитывая сложную дорожно-транспортную ситуацию во Владивостоке и концентрацию деловой и общественной активности в центральной части города, специалисты Nikken Sekkei убеждены, что приморской столице необходима полицентрическая структура. "Наши партнеры из Nikken Sekkei предлагают перераспределить точки притяжения, в том числе и транспортные, таким образом, чтобы не было такого дисбаланса, когда центр города ночью замирает и вся жизнь перетекает в спальные районы",— продолжает госпожа Муринец.
Что же конкретно предлагает специалисты Nikken Sekkei? Их первый посыл — изменить структуру города таким образом, чтобы она стала умной и компактной. Для этого кроме создания нового делового района предлагается пересмотреть существующую во Владивостоке систему общественного транспорта. Среди предложений японцев — комплексное развитие района железнодорожного вокзала и пассажирского порта, что позволит значительно улучшить транспортную ситуацию в центральной части города.
Японские разработчики мастер-плана считают, что городу необходима устойчивая логистика, для чего может потребоваться частичный вынос порта за пределы города. Там же можно создать логистические центры, которые в обход центральной части Владивостока были бы заточены на торговлю с Китаем, Южной Кореей и другими странами. Перемещение некоторых портовых функций Владивостока в соседние порты позволит консолидировать этот сектор, что может привести к созданию новых производственных зон, убеждены в Nikken Sekkei. В такой ситуации не исключено расширение портов Зарубино, Посьет и Славянка за счет модернизации портовой функции и промышленных объектов, что приведет к повышению качества обслуживания торговых судов, прибывающих из Китая и Южной Кореи.
С точки зрения развития транспортной инфраструктуры во Владивостоке необходимо расширение Транссиба, развитие автомагистралей и минимизация грузоперевозок через город. Поэтому в приморской столице нужно предусмотреть строительство кольцевой автодороги, сформировать систему перехватывающих парковок и транспортно-пересадочный узел на базе вокзала, а также вовлечь железнодорожную сеть в систему городского общественного транспорта, как это произошло в Москве с появлением в столице Московского центрального кольца. "Это как раз тот опыт, который японские специалисты применили у себя,— продолжает Евгения Муринец.— Например, в Токио восемь центров притяжения в виде транспортно-пересадочных узлов".
"Владивосток станет городом инноваций"
О том, как японское архитектурное бюро Nikken Sekkei разрабатывает мастер-план Владивостока и какие вызовы стоят перед горожанами, рассказал партнер компании Фади Джабри.
Туристы и сопки
Владивосток в силу своего географического расположения, рельефа и соседства с Амурским и Уссурийским заливами имеет достаточный потенциал для развития туризма. Еще один фактор, говорящий в пользу этого,— соседство с Китаем, где в последнее время активно растет выездной турпоток. В этой связи Nikken Sekkei предлагает развивать сразу несколько рекреационных зон в границах Владивостока. Прежде всего речь идет о территории охранных зон водоема и водохранилища и национальных особо охраняемых природных территориях.
Создание зон рекреаций позволит сбалансировать развитие Владивостока. Чтобы эта система заработала, необходимо изменение существующего генплана города, убеждены в Nikken Sekkei. Для развития общественных пространств во Владивостоке предстоит принять комплекс мер. Так, например, требуется развитие сопки Орлиное Гнездо - недооцененной горожанами точки обзора. Отсюда открывается прекрасный вид на бухту Золотой Рог и Золотой мост, которые являются ландшафтными доминантами города. Градостроители из Nikken Sekkei предлагают для сохранения вида с сопки на залив обозначить ее как охранную видовую зону, что позволит властям установить жесткие градостроительные регламенты. Иначе говоря, это позволит не строить в этом месте объекты, которые закрыли бы вид на залив. По мнению японских специалистов, на вершине Орлиного Гнезда возможно создание смотровой площадки, которая станет еще одним местом притяжения туристов.
Предлагаемые японскими градостроителями варианты развития Владивостока требуют дальнейшего обсуждения с горожанами. Очевидно, что авторам мастер-плана и местным властям придется доказывать горожанам его актуальность, объясняя преимущество такого планирования. Развитие пиоритетных проектов, в частности, создание нового делового района, строительство кольцевой дороги позволит превратить Владивосток в центр инноваций.
"Быть открытым переменам — это отличная идея"
Баудевейн Алмекиндерс, один из основателей голландского архитектурного бюро OKRA, вместе со своими партнерами реализовал сразу несколько успешных проектов, среди которых, в частности, обновление исторического центра Афин, благоустройство к Олимпиаде 2012 года паркового пространства на Темзе в Лондоне. Он консультировал КБ "Стрелка" при разработке дизайн-проекта обновления общественных пространств Владивостока. Архитектор рассказал Business Guide, в чем особенность столицы Приморья.