Уголь — дело техники
Увеличение добычи поднимает спрос на «БелАЗы»
Рост железнодорожной погрузки угля на протяжении 15 месяцев привел к росту смежных рынков. «Трансфин-М» взяла у ЕАБР кредит на $91 млн на закупку карьерных самосвалов «БелАЗ», чтобы развивать свою подрядную компанию, обеспечивающую транспортировку угля на месторождениях. По мнению аналитиков, расширение лизинговых схем с железнодорожного подвижного состава на вспомогательную технику выгодно для угольных компаний, стремящихся к снижению затрат на закупку техники.
Евразийский банк развития (ЕАБР) предоставил «Трансфин-М» кредит в $91 млн на закупку карьерных самосвалов «БелАЗ». Как пояснил “Ъ” гендиректор «Трансфин-М» Дмитрий Зотов, летом 2016 года компания начала развитие направления спецтехники для добычи полезных ископаемых открытым способом. «Пока мы работаем только с угольной отраслью, однако рассматриваем возможности работы и с другими добывающими отраслями,— говорит он.— Помимо предоставления лизингового финансирования компания развивает собственный дивизион по оказанию подрядных услуг по добыче и вывозу угля с разреза на базе дочерней “ТФМ-Спецтехника”».
Эта компания оказывает подрядные услуги и предоставляет технику в аренду владельцам нескольких разрезов на Кузбассе. «В данный момент наша техника работает на разрезах Кийзасский, Восточный (компания “Востокуголь” Дмитрия Босова и Александра Исаева.— “Ъ”), Березовский, Пермяковский, Зиминский, Шестаки (компания “Стройсервис”.— “Ъ”)»,— пояснил господин Зотов. По его словам, компания имеет в своем распоряжении 75 карьерных самосвалов «БелАЗ», около 20 карьерных самосвалов других марок и другую технику. В 2016–2017 годах «Трансфин-М» вложил в покупку техники 8 млрд руб. и планирует закупать «БелАЗы» и в следующем году.
С начала года ОАО РЖД погрузило в Кузбассе 146 млн тонн угля (рост на 9,5% год к году), сообщила в пятницу монополия. Рост добычи угля увеличивает спрос на вспомогательную технику. Так, БелАЗ показывает рост экспорта — в 2,2 раза на всех рынках и в 2,3 раза в РФ по итогам первого полугодия, сообщал в июле гендиректор компании Петр Пархомчик. В немалой степени росту сбыта в РФ способствует национальная программа льготного лизинга, по которой при приобретении белорусских товаров правительство республики компенсирует лизингодателю часть лизинговых платежей. На таких условиях с Белоруссией работает «Газпромбанк Лизинг», передавший в начале августа компании «Разрез Майхырский» «БелАЗы» на 275 млн руб.
Угледобывающая отрасль является крупнейшим поставщиком грузов на железные дороги РФ (45% грузооборота), поясняет господин Зотов: «Уже на протяжении 15 месяцев подряд фактором роста железнодорожного грузооборота в России является именно перевозка угля». «Трансфин-М» обладает вторым по размеру парком среди лизинговых компаний (общий парк — 57 тыс., из них 25 тыс. — полувагонов) и помимо финансового лизинга самостоятельно занимается оперированием. Направление спецтехники, замечает господин Зотов, является достаточно маржинальным и с точки зрения лизингового финансирования, «а наличие собственного операционного бизнеса минимизирует риски неплатежей клиентов финансового лизинга: в этом случае мы быстро изымем технику и переставим на другой разрез».
Лизинговый рынок растет, по данным RAEX, прирост нового бизнеса лизинговых компаний по итогам полугодия составил 55% (до 425 млрд руб.). При этом лизинг спецтехники пользуется повышенным спросом. Так, в лизинговой компании «Европлан» сообщили “Ъ”, что спрос на транспортные средства (легковой, грузовой, коммерческий транспорт и спецтехнику) увеличивается, по итогам полугодия у компании наблюдается рост совокупной стоимости всех предметов лизинга, приобретенных для клиентов по новым сделкам, на 79% в ценовом выражении. В сегменте спецтехники рост составил 82% в ценовом и 95% в количественном выражении по отношению к первому полугодию 2016 года.
Импорт самосвалов в Россию в 2016 году вырос на 35,6%, до 846 единиц, причем 507 единиц (рост на 30,3% к 2015 году) было импортировано из Белоруссии, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, угольные компании, которые в последние годы активно используют операционный лизинг вагонов и привлекают инновационные полувагоны для перевозок угля, заинтересованы в минимизации вложений за счет расширения схем лизинга и на другие виды используемой ими техники.