Господдержка прокатила грузовики
90% продаж с новыми льготами пришлись на легковые машины
Как стало известно “Ъ”, за первые полтора месяца действия новых программ стимулирования авторынка было продано 16 тыс. машин. В легковом сегменте полагают, что эти меры сейчас эффективнее исчерпавшей себя утилизации. Эксперты замечают, что программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» инициировали дополнительный спрос со стороны клиентов, которые не могли воспользоваться старыми программами. Но в коммерческом сегменте продажи невелики — лишь 1,5 тыс. машин из 16 тыс. штук: здесь жалуются на то, что программы не привели новых клиентов, а скидки получают те, кто и так бы купил машину.
Новые программы стимулирования спроса в автопроме — лизинговые «Российский тягач», «Свое дело», «Российский фермер» и кредитные «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» (помимо субсидирования кредита дается скидка в 10%) заработали с 11 июля, на них выделено из бюджета 7,5 млрд руб. Вчера в Минпромторге “Ъ” сообщили, что за полтора месяца по пяти программам продано более 16 тыс. машин. Глава ведомства Денис Мантуров отметил “Ъ”, что «это хороший старт». В июле он говорил, что новые программы дадут еще 85 тыс. проданных машин до конца года.
В легковом сегменте на новые программы не жалуются и ожидают роста. Льготные продажи Lada составили более 4,3 тыс. машин, и на АвтоВАЗе полагают, что в августе доля этих продаж может составить 15%. В Renault по программам продано более 1 тыс. машин, это 30% от всех автокредитов (477 машин через «Первый автомобиль», 565 — через «Семейный»). В компании объясняют перевес «профилем кредитного клиента Renault»: 75% из них — «семейные люди». 60% продаж по программам пришлось на Renault Kaptur (от 879 тыс. руб.) и Renault Sandero Stepway (от 649,9 тыс. руб.). В Hyundai продали около 2 тыс. машин по обеим программам, это 30–40% от продаж в кредит.
Volkswagen реализовал порядка 500 машин по новым программам (20–25% кредитных продаж). На Polo пришлось 70–75% от льготных продаж (от 599,9 тыс. руб.), также пользуются спросом Jetta (от 949 тыс. руб.) и Tiguan (от 1,4 млн руб.). Kia в августе реализовала по новой господдержке 1757 машин. «Первым автомобилем» воспользовались 920 клиентов, «Семейным автомобилем» — 837, хотя в июле такого перевеса не было (128 и 129 машин соответственно). В Ford в общем объеме продаж в кредит по новым программам реализовано около 350 машин — 30%, и в компании уверены, что эта доля достигнет 50%. В Nissan и Datsun продали около 300 машин, наибольшим спросом пользуются Nissan Almera, Nissan Qashqai и Datsun on-DO.
Дилеры считают, что новые программы эффективнее предыдущих. «Семейный автомобиль» более удобен, чем программа утилизации: нужна только справка о семье, не требуется иметь старую машину, говорят в «Автоспеццентре». «Автопарк у населения сравнительно молодой, людям невыгодно сдавать автомобиль за 50 тыс. руб. в утилизацию, когда они могут отдать его в трейд-ин или продать в несколько раз дороже, для покупающих машину впервые утилизация не подходит»,—рассуждает директор «Авилон Ford» Михаил Жмаков.
Но источники “Ъ” в отрасли замечают, что новые программы хорошо работают только в легковом сегменте: из 16 тыс. машин на коммерческий транспорт пришлось лишь 1,5 тыс. штук. Вчера производители комтранса не дали статистику продаж. На КамАЗе заметили, что «слишком мало времени прошло». В группе ГАЗ заявили, что «сегментированные программы не стали полноценной заменой программе обновления парка в сегменте LCV». Там уверяют, что «вопрос не в том, что нужно время на раскачку — программы не дают дополнительных стимулов». Сейчас скидку получают клиенты, которые и так готовы покупать автомобили в лизинг. Но фермеры и начинающие предприниматели не берут машины в лизинг, говорят в группе, для них это слишком большие расходы даже со скидкой, они также не проходят по требованиям лизинговых компаний.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что новые программы будут ускоряться, спрос в летние месяцы сезонно низок. Он согласен, что программа утилизации в последние месяцы неактуальна — автомобилей, которые можно сдать, уже почти не осталось, а новая поддержка создала дополнительный спрос за счет покупателей, которые не могли участвовать в старых программах. Программы для комтранса не пользуются ощутимым спросом, согласен Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Он полагает, что в сегменте к поддержке необходимо подходить более системно: для новых предпринимателей стоит сделать, например, льготный режим, чтобы те могли развиться в перевозчиков. При этом по новым программам обновить устаревающий парк накладно даже с учетом скидки — в этом плане утилизация была для клиента интереснее, говорит эксперт.