«"Лучшего" подарка западным ценностям даже придумать трудно»
Дмитрий Дризе — о связи между выборами в Германии и собранием акционеров «Роснефти»
Бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер может возглавить совет директоров «Роснефти». Информационные агентства ссылаются на источники и приводят текст уже подготовленной правительственной
директивы. Ранее Шрёдер выражал готовность поработать в российской компании. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что такое решение может еще больше ухудшить отношения Москвы с Западом.
Герхард Шрёдер — политик мирового масштаба, который последовательно выступает за стратегическое сотрудничество Европы с Россией в энергетической сфере. Как сообщают источники информационных агентств, правительственная директива о кандидатуре Шрёдера в качестве председателя совета директоров «Роснефти» подготовлена и внесена в профильные министерства. Экс-канцлер уже имеет необходимый опыт — он долгое время работал независимым директором в крупнейших международных российских проектах. Внеочередное собрание акционеров нефтяной компании, на котором предполагается утвердить решение, запланировано на 29 сентября. А 24 сентября в Германии пройдут парламентские выборы.
Понятно, что «Роснефть» — не просто компания, а символ нынешней российской власти. То, что ее фактически возглавит экс-канцлер Германии, пусть бывший, но очень известный политик, — «лучшего» подарка западным ценностям даже придумать трудно. Это вам не Депардье. Это попахивает расколом того самого единого европейского общественного пространства.
Организация собрания акционеров после выборов — тоже по-своему интересный ход: это как бы возможность договориться — вы нам, допустим, послабление санкционной политики, а мы подумаем насчет Шрёдера. То есть Москва, по большому счету, идет на обострение и повышает ставки.
Что теперь фаворит выборов — Ангела Меркель — ответит избирателям на вопрос об этих единых ценностях? Мало того, что их не все разделяют, так еще и нет согласия в элитах. А не кризис ли это нынешнего порядка?
Понятно, что на родине Шрёдера критикуют. Волна возмущения достигла таких масштабов, что ему предложили — внимание — отказаться от служебного автомобиля с водителем, которые полагаются экс-канцлерам по Конституции. Что-то подсказывает, что доходы Шрёдера в «Роснефти» позволят ему принять столь тяжелое для себя решение.
Тем не менее, относительно политической выгоды от направления Шрёдера в «Роснефть» можно спорить. Ангела Меркель пусть и выступает за санкции, пусть поддерживает Петра Порошенко, но она России не враг. И «Северный поток-2» именно при ней обрел реальные очертания, и «нормандская четверка» фактически под ее председательством все-таки удерживает ситуацию в Донбассе от большой войны. Если она проиграет или потеряет часть влияния, то неизвестно, чем это обернется для России. Меркель — предсказуемый политик, в отличие от заокеанских лидеров. Да и Эмманюэль Макрон как-то пока не очень оправдывает высокие ожидания. Но эти аргументы во внимание не очень принимаются – желание им как следует показать, видимо, сильнее – раздражение зашкаливает.