Концессионерам вернули надежду на возмещение
Дело о соглашениях с полным покрытием за счет бюджета пересмотрено в пользу инвесторов
У концессионеров появилась надежда на сохранение распространенной практики полного возмещения затрат инвесторов за счет бюджета — Девятый арбитражный апелляционный суд пересмотрел дело о конкурсе на строительство автодороги в Башкирии, который был аннулирован региональным управлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Решение суда первой инстанции, согласившегося с тем, что полное возмещение затрат инвестора из бюджета «фактически стирает грань» между концессиями и госзакупками, не устояло — вчера апелляционная инстанция его отменила.
Девятый арбитражный апелляционный суд, пересмотрев дело о судьбе конкурса на строительство автодороги Стерлитамак—Кага—Магнитогорск (участок транспортного коридора Европа—Западный Китай), поддержал концессионеров. Суд удовлетворил апелляционную жалобу «Башкирдорстроя» (инвестор в рамках концессионного соглашения) и отменил решение, вынесенное ранее в пользу ФАС. Мотивировка пока неизвестна. Как сообщили «Интерфаксу» в госкомитете Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству, это означает, что проект по строительству трассы будет реализован. В ФАС напоминают, что у ведомства есть право обжаловать это решение. «Решение еще не изготовлено в полном объеме. Как только мы ознакомимся с ним, мы сможем принять решение о своих дальнейших действиях»,— заявил ТАСС замглавы ведомства Рачик Петросян.
Напомним, спор начался с того, что в январе УФАС по Башкирии аннулировало итоги конкурса на строительство автодороги. Концессионное соглашение предусматривало включение платежей инвестору с целью возмещения его расходов на создание объекта и эксплуатационных расходов. УФАС посчитало, что затраты концессионера полностью возмещаются из регионального бюджета, а значит это госзакупка — поэтому конкурс должен был проводиться по более жестким правилам 44-ФЗ. Такое решение обеспокоило главу Башкирии — в своем письме в ФАС он сетовал на то, что такая позиция затруднит реализацию сразу нескольких проектов в республике (см. “Ъ” от 10 марта). Опасения возникли и у участников рынка — по данным Национального центра ГЧП, в России реализует более 40 проектов с возвратом инвестиций полностью или в основном за счет платы концедента (см. “Ъ” от 13 марта). Спор дошел до межведомственного уровня — недовольны таким решением были в Минтрансе и Минэкономики.
В июне ФАС поддержал арбитражный суд Москвы (см. “Ъ” от 2 июня), посчитавший, что при полном возмещении затрат инвестору из бюджета «фактически стирается грань» между концессионным соглашением и госконтрактом, а выбор концессионера происходит без соблюдения обязательных для госзакупки требований. В своем решении суд отмечал, что «ни закон, ни практика его применения не позволяют финансировать создание объекта концессионного соглашения исключительно за счет концедента».
Впрочем, каким бы ни был исход судебных разбирательств, ФАС уже готовит законодательное решение подобных конфликтов. Так, ведомство разработало поправки к закону о концессиях, предполагающие возможность 100-процентного возмещения затрат инвесторов — при условии, что полная компенсация из бюджета будет возможна лишь после завершения строительства и не ранее, чем через пять лет с момента заключения соглашения (см. “Ъ” от 29 июня). О разработке своего законопроекта, касающегося концессий в сфере строительства автодорог, объявляли и в Минтрансе. Как ранее сообщали “Ъ” в Минэкономики, сейчас ведомство рассматривает различные предложения.