Банк "Санкт-Петербург" принял груз на себя
Кредитная организация купила контрольный пакет АО "Грузовой терминал Пулково"
ПАО "Банк Санкт-Петербург" Александра Савельева через дочернюю структуру ЗПИФ инвестиций "Венчурный фонд" купил 51% акций АО "Грузовой терминал Пулково" — крупнейшего авиационного грузового терминала на северо-западе России. По данным "Ъ", сделка состоялась еще два месяца назад, а за приобретенный актив банк заплатил 595,5 млн рублей. Среди собственников, которые ранее владели грузовым терминалом, значатся немецкая Firma Gloubgraund GMBKH, АО "Авиакомпания Россия" и ООО "Ленстройжилсервис Груп". У кого из них конкретно были куплены акции, банк "Санкт-Петербург" не раскрывает.
В пресс-службе банка "Санкт-Петербург" сообщили, что решение о приобретении АО "Грузовой терминал Пулково" (ГТП) было принято после проведения его независимой оценки и одобрения инвестиционного комитета банка. "Сделка была проведена на рыночных условиях и осуществлена в рамках реализации утвержденной программы прямых и венчурных инвестиций банка "Санкт-Петербург". Общий объем программы, рассчитанной на семь лет, составляет 150 млн долларов США",— прокомментировали в компании.
За 51% АО "Грузовой терминал Пулково" банк "Санкт-Петербург" заплатил 595,5 млн рублей. "Справедливая стоимость чистых активов, причитающихся акционерам банка, составила 480,6 млн рублей по состоянию на дату приобретения",— говорится в отчетности банка "Санкт-Петербург" по стандартам МФСО за первое полугодие 2017 года.
Председатель правления банка "Санкт-Петербург" Александр Савельев сообщил, что, принимая решение о вхождении в капитал АО "Грузовой терминал Пулково", банк руководствовался принятой стратегией развития направления прямых и венчурных инвестиций. "Мы довольны проведенной сделкой, считаем ее выгодной и перспективной не только для банка, но и для развития нашего города и его инфраструктуры. Пулково и ГТП приобрели надежного и серьезного партнера с хорошей экспертизой в области корпоративного управления и финансовыми возможностями по развитию",— прокомментировал господин Савельев через пресс-службу банка.
По данным на март 2011 года, собственниками АО "ГТП", согласно данным "СПАРК-Интерфакс", являлись ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад" (40%), Servisair SAS (40%) и ООО "Ленстройжилсервис СПб" (20%). По данным Росстата от 12 июля 2017 года, компанией владеют на 40% немецкая Firma Gloubgraund GMBKH, на 40% — АО "Авиакомпания Россия" (входит в группу "Аэрофлот") и на 20% — ООО "Ленстройжилсервис Груп". По данным 2016 года, выручка АО "Грузовой терминал Пулково" составила 657 млн рублей, а чистая прибыль — 78,8 млн рублей. Грузовой терминал Пулково расположен в восточной части территории аэропорта Пулково на территории в 4,7 га. Терминал обеспечивает обслуживание и хранение в аэропорту всех видов грузов. На территории терминала построены все необходимые складские помещения. Как сообщали СМИ в начале лета 2017 года ГТП заявлял, что к 2020 году планирует построить еще один грузовой терминал, который увеличит мощность хаба с 30 тыс. до 150 тыс. тонн грузов в год.
В ГТП на письменный запрос "Ъ" не ответили, телефоны администрации компании вчера не отвечали. Связаться с Firma Gloubgraund GMBKH вчера не удалось. В ООО "Ленстройжилсервис Груп" также не отвечал ни один телефон.
В авиакомпании "Россия" официально отметили, что не являются владельцами акций АО "Грузовой терминал Пулково". Источник "Ъ", близкий к компании сообщил, что на момент реорганизации в 2011 году "акции грузового терминала Пулково не передавались в АО "Авиакомпания "Россия" и не приобретались ей впоследствии".
Финансовый аналитик компании "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин предположил, что банк "Санкт-Петербург", приобретя актив через "Венчурный фонд", может вполне выступить и как промежуточный собственник АО "ГТП". "В России в случае срочной продажи активов часто в качестве промежуточного собственника выступает крупная кредитная организация, обладающая необходимым запасом ликвидности. Вспомним, например, историю с перепродажей банком ВТБ компании "Теле2". Именно поэтому структура собственности АО "Грузовой терминал Пулково" может быть неокончательной и изменится в перспективе, по мере развития актива. В частности, расширение грузового терминала может потребовать привлечения соинвесторов в капитал актива",— прокомментировал Тимур Нигматуллин.
С другой стороны, по его словам, интерес к активу банка "Санкт-Петербург" может быть связан еще и с желанием банка кредитовать развитие грузового терминала. При этом в целях снижения рисков кредитора будет вполне достаточно и блокпакета, а не контрольного пакета, уверен аналитик.