Книги становятся телефонными
Продажи электронной литературы растут за счет смартфонов
Продажи электронных книг в России в первом полугодии выросли в полтора раза к аналогичному периоду 2016 года — до 1,7 млрд руб. Основными драйверами рынка остаются более низкие по сравнению с бумажными книгами цены и высокий уровень распространения смартфонов. При этом популярность специальных устройств для чтения, напротив, падает.
Объем российского рынка электронных книг в январе—июне вырос на 50% к аналогичному периоду прошлого года, до 1,7 млрд руб., подсчитали в «ЛитРесе». К концу 2017 года объем рынка достигнет 3,8 млрд руб., прирост к прошлому году составит 46%, прогнозируют в компании. При этом продажи новинок в электронном виде уже достигают 30–50% от тиражей бумажных книг, эта доля наиболее высока в жанрах фантастики и фэнтези.
Выручка самого «ЛитРеса» растет на уровне рынка: в первом полугодии она увеличилась на 52% к январю—июню 2016 года, до 932,5 млн руб. Продажи аудиокниг выросли на 40%. По итогам 2017 года «ЛитРес» прогнозирует выручку в 2,1–2,3 млрд руб. против 1,5 млрд в 2016 году. Доля компании на рынке, по собственным оценкам, составляет 59%, из них 55% приходится на флагманский сайт, 4% — на подписочный сервис MyBook.
Оценка «ЛитРеса» похожа на правду, но несколько занижена, считает управляющий партнер сервиса Bookmate Андрей Баев. В общем объеме рынка Bookmate, по собственным данным, занимает 10%. Выручка компании за шесть месяцев выросла на 200% к первому полугодию 2016 года, говорит он. 80% платящей аудитории сайта приходится на iOS, 20% — на Android.
Рост рынка в «ЛитРесе» объясняют в том числе «высоким уровнем распространения смартфонов и использования мобильного интернета». При этом в компании отмечают рост продаж с Android: если три года назад выручка от продажи книг на этой платформе была в шесть—восемь раз меньше, чем на iOS, то сейчас продажи с Android достигают 60% от выручки с iOS.
Оборот приложений на Android может обогнать iOS уже в 2018 году, прогнозируют в компании.
В целом пользователи все больше предпочитают читать электронные книги с мобильных устройств, констатируют в компании со ссылкой на данные Ipsos Comcon. Так, с 2013 года доля владельцев смартфонов выросла почти втрое — с 22% опрошенных до 62%, тогда как доля владельцев электронных книг снизилась с 8% до 5%. При этом доля людей, читающих книги в смартфонах, с 2015 года остается на уровне 11%. Снижение продаж устройств для чтения электронных книг характерно и для зарубежных рынков: так, в апреле 2017 года Euromonitor International сообщала о падении спроса на ридеры с 2011 по 2016 год на 40%.
Темпы роста рынка укладываются в тенденцию последних лет, они «обусловлены совершенно реальным спросом», отмечает директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. При этом борьба с пиратством, по его мнению, вряд ли имеет значение для рынка из-за ее неэффективности. «Все крупные ресурсы даже в “заблокированном” виде легкодоступны»,— поясняет эксперт. На спрос в большей степени влияют более низкие цены на электронные издания по сравнению с бумажными. Так, средний чек за одну покупку пользователей «ЛитРеса» в первом полугодии составил 184 руб. при покупке книг через мобильное приложение и 198 руб.— на сайте. Среднее число книг на покупателя выросло с 2,5 до 2,7 в месяц. Для сравнения: средний чек книжного магазина в Москве, по данным журнала «Книжная индустрия», в 2016 году составлял 906 руб., в регионах — 371 руб.
Рынок бумажных книг растет гораздо медленнее и только за счет увеличения цен. В 2016 году его оборот без учета бюджетных продаж вырос на 8%, до 56 млрд руб. Общий тираж выпущенных российскими издательствами книг и брошюр снизился по итогам 2016 года на 2,9%, до 446 млн экземпляров, подсчитала Российская книжная палата. Президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков оценивал долю электронных книг в общем объеме книжного рынка в 5% в натуральном выражении и 3% в денежном.