Реклама форекса привлекла ФАС
Легальные участники рынка написали заявление на «серых» конкурентов
ФАС сообщила о возбуждении дела по фактам нарушения закона «О рекламе» в отношении ООО «Яндекс» и его клиента, размещавшего в системе «Яндекс.Директ» рекламу финансовых услуг, несмотря на отсутствие соответствующей лицензии. Это первый случай, когда антимонопольное ведомство всерьез заинтересовалось рекламой представителей «серого» финансового рынка по заявлению лицензированных участников.
Во вторник ФАС распространила информацию о возбуждении дела в отношении ООО «Яндекс» и ООО «Процесс-А» по признакам нарушения закона «О рекламе». Суть претензий антимонопольщиков — «размещение рекламы услуг, предоставление которых требует наличия лицензии ЦБ, и отсутствие в рекламных материалах полного наименования лица, оказывающего услуги». Согласно тексту релиза ФАС, в системе «Яндекс.Директ» размещалась реклама, содержащая ключевые слова «форекс онлайн» и «бинарные опционы». Кроме того, по данным ведомства, в рекламных сообщениях отсутствовала информация о лице, осуществляющем рекламируемую деятельность. Отсутствовала она и на сайте, на который осуществлялся автоматический переход с рекламного сообщения. Дело будет рассмотрено Московским УФАС 14 сентября.
Судя по информации на корпоративном сайте ООО «Процесс-А» (работает в России под брендом PrimePay), компания предлагает услуги по организации сбора электронных платежей для интернет-бизнеса. Как стало известно “Ъ”, рекламные сообщения, вызвавшие интерес антимонопольщиков, содержали указание на сервис по торговле так называемыми бинарными опционами OlympTrade (уже известный по рекламному кейсу с участием «трейдера Захарченко», см. “Ъ” от 24 ноября 2016 года) и контактный телефон с русскоязычной версии его сайта (принадлежит и управляется Smartex International Ltd, зарегистрированной на Сейшельских Островах). По информации “Ъ”, в сообщениях, заказчиком размещения которых выступало ООО «Процесс-А», содержалась, в частности, реклама услуг по продаже «Опциона на EUR/USD». По словам советника адвокатского бюро «Линия права» Алексея Костоварова, указание на продажу опциона автоматически отсылает потребителя в законное поле, поскольку определение опциона как производного финансового инструмента прямо содержится в законе «О рынке ценных бумаг», а также в указании ЦБ от 16 февраля 2015 года «О видах производных финансовых инструментов». Соответственно, оказывать услуги по продаже данного инструмента имеют право только компании, имеющие лицензию профучастника рынка ценных бумаг. «Кроме того, если при этом потребителю предлагается, по сути, другой инструмент, то это может быть признано нарушением законодательства»,— считает господин Костоваров. В OlympTrade сообщили, что компания не участвует в этом деле: «Мы не извещены Федеральной антимонопольной службой о привлечении к этому разбирательству. По мере появления у нас новой информации мы готовы вас проинформировать». На запрос “Ъ” в ООО «Процесс-А» во вторник не ответили. В «Яндексе» на вопросы “Ъ” по существу тоже не ответили, лишь сообщив, что «получили определение УФАС о возбуждении дела, готовимся к его рассмотрению».
Это первый случай, когда антимонопольное ведомство всерьез заинтересовалось рекламой «серых» компаний, не имеющих лицензий ЦБ и не состоящих в профильных СРО, по заявлению легальных участников финансового рынка. Дело было возбуждено на основании заявления Ассоциации форекс-дилеров (АФД). По словам ее главы Евгения Машарова, мониторинг интернет-пространства на предмет незаконного размещения рекламы «серыми» участниками финансового рынка, в том числе и рынка форекс, является одним из направлений деятельности СРО. «Рекламные сообщения, о которых идет речь, были размещены в “Яндекс.Директ” в марте 2017 года, тогда же мы направили заявление в ФАС»,— пояснил он. Кроме того, в ФАС были направлены еще два заявления в отношении других компаний, но пока никаких действий в их отношении не предпринималось. В разработке у АФД, отметил господин Машаров, находится еще несколько подобных кейсов.
По словам адвоката адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры» Станислава Ждановского, хотя дело и обещает быть интересным, но перспективы его не вполне очевидны. «Бинарные опционы находятся вне регулируемого поля, так что доказать факт нарушения закона будет непросто»,— говорит он. При этом отмечает господин Ждановский, если ведомству удастся это доказать, то виновным, согласно нормам КоАП РФ, может грозить штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб.