Лицей ВШЭ стал лучшим в Москве
Опубликован свежий рейтинг образовательных учреждений
Столичный департамент образования во вторник опубликовал «Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2016/17 учебного года». Впервые лучшим стал лицей ВШЭ, сместив традиционного лидера — лицей №1535. В этом году впервые сократилось общее число участников рейтинга — с 300 до 292 учреждений. Место школы в рейтинге рассчитывается на основе данных единого государственного экзамена (ЕГЭ), аттестации учеников девятых классов и показателей различных предметных олимпиад.
Впервые с момента создания московского рейтинга школ в 2012 году столичный лицей №1535 не смог занять первое место, переместившись на второе. По мнению столичного департамента образования, в 2016/17 учебном году наибольший вклад в качественное образование московских школьников внес лицей НИУ ВШЭ, открывшийся в 2013 году. В прошлом году лицей занял второе место в рейтинге. «Для нас первое место в рейтинге — это, несомненно, успех,— прокомментировал итоги исследования директор лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн.— Мы рады, что при увеличении количества наших учеников коллектив лицея продолжает удерживать высокую планку преподавания, в результате чего наши учащиеся показывают прекрасные образовательные результаты». «Нам важно, чтобы и другие школы следовали нашему подходу, основанному на самостоятельной учебной и внеучебной деятельности старшеклассников. Мы всегда готовы делиться своими опытом и знаниями со всеми заинтересованными коллегами»,— добавил господин Фишбейн.
В топ-5 обновленного рейтинга также вошли школы №179, №1514 и лицей №1580, занявшие с третьего по пятое место соответственно. В первой десятке лучших школ Москвы оказались технологический колледж №21, лицей «Вторая школа», школы №57, №1568, №1329. Замыкают рейтинг школы №1207, №825, №1631 и Инженерно-техническая школа. Последнее, 292-е место заняла школа №625. Таким образом, за все время существования рейтинга количество участников в нем сократилось — с 300 до 292 учреждений.
Методика составления рейтинга предполагает начисление баллов школам за успехи учащихся в ЕГЭ, ОГЭ и результаты их участия во Всероссийской олимпиаде школьников (региональный и заключительный этапы) и Московской олимпиаде школьников. Также учитывается работа школы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, и работа «по профилактике правонарушений».
В зависимости от места в рейтинге образовательные организации получат денежные гранты от правительства Москвы, которые расходуют на собственное развитие. Вместе с тем, как ранее сообщал “Ъ”, методика составления рейтинга неоднократно подвергалась критике экспертного сообщества. В частности, из-за учета баллов ЕГЭ и ОГЭ при ранжировании школ. Напомним, в августе 2016 года Минобрнауки рекомендовало образовательным организациям уйти от использования данных ЕГЭ при оценке эффективности собственной деятельности. Масштабная реорганизация московских школ путем объединения слабых и сильных образовательных организаций также могла сказаться на результатах школы в общем зачете (см. “Ъ” от 25 августа 2016 года).
Именно общее число выпускников, а не качество образовательных результатов отдельных учащихся может сыграть ключевую роль для школы при формировании рейтинга, считают сами его участники. «Мы не только не ухудшили наши результаты, мы их улучшили, но мы выпустили около 300 человек, а лицей Высшей школы экономики — более 700, с этим мы физически состязаться не можем»,— прокомментировала результаты рейтинга директор лицея №1535 Татьяна Воробьева, уступившего лидерство лицею НИУ ВШЭ. В столичном департаменте рейтинг комментировать не стали, посоветовав обратиться к одному из разработчиков исследования, директору Центра педагогического мастерства Ивану Ященко. Господин Ященко во вторник был недоступен для комментариев. В Минобрнауки на запрос “Ъ” не ответили.