Половина профицита бюджетов регионов приходится на Москву
Мониторинг государственных финансов
Бюджеты регионов в январе—июле 2017 года, как и во все последние годы, закрыты с профицитом. По обнародованным вчера данным Минфина, при доходах субъектов РФ 6,09 трлн руб. их расходы составили 5,46 трлн руб. Промежуточный профицит — 632 млрд руб. По итогам семи месяцев прошлого года этот показатель был в полтора раза меньше — 419 млрд руб. Эти цифры, отметим, отражают лишь «среднюю температуру» по регионам, искаженную финансовыми успехами Москвы: на ее долю по итогам семи месяцев пришлась почти половина общего профицита — 303 млрд руб. В целом по результатам полугодия профицитными были 47 регионов РФ, дефицитными — 38.
Впрочем, у большинства к концу декабря видимый избыток денег, скорее всего, исчезнет: большая часть расходов территорий приходится на конец года. В прошлом году общий профицит регионов также обернулся в итоге дефицитом — правда, совсем небольшим, всего 13 млрд руб. Это стало минимальным значением с докризисного 2007 года (в 2015-м этот дефицит был равен 172 млрд руб., в 2014-м — 448 млрд руб.).
Пока же рост профицита по итогам семи месяцев объясняется тем, что доходы в этом году растут быстрее расходов. В сравнении с таким же периодом прошлого года прибавка по поступлениям составила 9,7% (плюс 540 млрд руб.), по тратам — 6,4% (плюс 330 млрд руб.). Это связано не только с приростом налоговых сборов (регионы в основном живут за счет налогов на прибыль и на доходы физических лиц), но и с тем, что, выполняя жесткие нормативы центра, власти на местах вынужденно сдерживают рост расходов.
Ситуацию относительного благополучия (там, где она есть) губернаторы используют для того, чтобы сократить накопленные (в том числе ради исполнения майских указов) внушительные региональные долги. По данным Минфина, на 1 августа 2017 года объем госдолга субъектов РФ составлял 2,217 трлн руб., на начало года — 2,353 трлн руб. Территории замещают ранее набранные дорогие банковские займы почти бесплатными (0,1% годовых) бюджетными кредитами. При этом они, впрочем, сокращают и облигационные заимствования, которые по замыслу центра могли бы стать заменой бюджетным и банковским кредитам: по итогам полугодия сумма погашения по региональным госбумагам превысила объемы их размещения.