Университеты ведут проверочную работу
вершина
Российские университеты постепенно поднимаются к вершинам международных рейтингов. Самый быстрый рост среди них демонстрируют вузы—участники проекта "5-100", созданного для выполнения майского указа президента Владимира Путина. Но расслабляться рано: с каждым годом увеличивается конкуренция с азиатскими университетами, которые тоже штурмуют мировые рейтинги. На что делают ставку российские вузы и от чего им пришлось отказаться, чтобы выполнить государственную задачу,— в материале "Образование".
В 2012 году президент России Владимир Путин издал знаменитые майские указы. Согласно одному из них, не менее пяти российских вузов должны к 2020 году попасть в топ-100 мировых образовательных рейтингов. Выполнением этой задачи занялось Минобрнауки, которое запустило специальный проект "5-100". После строгого отбора в программу попал 21 вуз: Дальневосточный и Уральский федеральные университеты, НИТУ МИСиС, НИЯУ МИФИ, МФТИ, Новосибирский национальный исследовательский госуниверситет, Томский госуниверситет, Санкт-Петербургский политехнический университет и другие. Все они получили от государства дополнительное финансирование на развитие.
В 2016 году, подводя промежуточные итоги выполнения программы, вице-премьер Ольга Голодец сказала, что вузы-участники "показывают положительную динамику". "По сравнению с той точкой, откуда мы вышли, это существенная прибавка",— подчеркнула она. В частности, вузы--участники проекта улучшили качество приема: теперь к ним поступают лучшие выпускники России и других стран. Кроме того, они существенно увеличили объем научных исследований: на долю 21 университета приходится 27% НИОКР всех российских государственных вузов (22,8 млрд руб.). Это особенно важное достижение, ведь в СССР и России большинство вузов традиционно занимались образованием, а не наукой. Между тем на Западе именно университеты всегда были "двигателем прогресса", благодаря чему студенты имели возможность уже во время обучения вести серьезные научные исследования.
Сейчас рейтинги являются одним из важнейших инструментов оценки эффективности работы вуза, а также его конкурентоспособности на международном рынке образования. Самыми авторитетными считаются QS, Times Higher Education и так называемый шанхайский рейтинг — Academic Ranking of World Universities. Именно на эти рейтинги ориентированы университеты--участники проекта "5-100". И во всех трех рейтингах российские вузы улучшают свои позиции. Так, количество вузов--участников проекта "5-100" в одном из ведущих рейтингов, QS World University Rankings, заметно выросло: если в 2012 году их было 9, то уже в 2013-м стало 11. Сейчас, в 2017-м, там присутствует уже 15 университетов из проекта "5-100". Динамика присутствия в другом мировом рейтинге, Times Higher Education (THE), еще более впечатляющая: если в 2014 году в нем был лишь один российский университет, то в 2017-м — уже 17 вузов.
Другим важным достижением проекта "5-100" стало попадание в общий рейтинг Academic Ranking of World Universities Новосибирского национального исследовательского государственного университета: в 2016 и 2017 годах он оказался в разделе "401-500". До него в этом рейтинге были представлены лишь два российских университета — МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.
Впрочем, конкуренты не дремлют. "Сейчас мы наблюдаем значительное укрепление позиций азиатских университетов в глобальных рейтингах университетов. Это во многом связано с высоким темпом роста развивающихся экономик АТР, а также с постоянным увеличением финансирования университетов и инициатив академического превосходства в странах Азии",— рассказала "Ъ" заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова. Но несмотря на сильнейшую конкуренцию со стороны азиатских университетов в рейтинге THE, российская политехническая школа, представленная участниками проекта "5-100" МФТИ, ТПУ, МИСиС и Самарским университетом, значительно укрепила свои позиции, говорит замминистра. МФТИ улучшил свой результат на 50 позиций (группа "251-300") и второй год подряд занимает второе место среди российских университетов, уступая только МГУ. "В контексте усиления позиций университетов Китая, Гонконга, Японии, Южной Кореи, Сингапура продвижение наших технических вузов говорит о мировом признании российской политехнической школы. Это действительно значимый результат, принимая во внимание, что специализированным вузам обычно сложнее пробиться в мировой институциональный рейтинг",— подчеркнула госпожа Огородова. Однако проект "5-100" был разработан не только для попадания российских вузов в топ мировых рейтингов. Не менее важная задача — построение "новых векторов развития всего российского высшего образования", подчеркивают в проектном офисе программы.
Продвижение российских университетов в основных мировых рейтингах ведется в тех направлениях, которые оцениваются ведущими рейтинговыми агентствами. Это репутация университетов, их научная и образовательная деятельность, а также работа по интернационализации. Росту репутационных показателей университетов способствует, в частности, продвижение на международных e-Learning площадках (например, запуск онлайн-курсов на платформах Coursera и edX). Так, НИУ "Высшая школа экономики" в мае загрузил 53 оригинальных курса на Coursera, а общее число их слушателей уже достигло миллиона. Другой важный пункт программы развития университетов — внедрение образовательных программ на иностранных языках. Начиная с 2013 года вузы--участники проекта "5-100" запустили около 500 программ на иностранных языках (преимущественно, конечно, английском). Разработано более 1050 образовательных программ, которые уже выполняются совместно с ведущими мировыми университетами и научными организациями. Причем больше половины из них было подготовлено в партнерстве с иностранными коллегами.
"В 2017 году Томский политехнический университет (ТПУ) совершил настоящий прорыв в рейтинге THE, поднявшись на 200 позиций и заняв третье место среди российских вузов, пропустив вперед лишь МГУ и МФТИ",— радуется ректор Петр Чубик. По его словам, лучшие результаты в рейтинге ТПУ получил за показатели "публикационная активность" и "доход от индустриальных партнеров". "Наш вуз является одним из лидеров по привлечению заказов на проведение исследований, разработку инновационной продукции, подготовку специалистов в интересах ведущих промышленных компаний России и мира,— рассказал господин Чубик.— Наиболее востребованы работы в области зеленых технологий для фармпрепаратов, синтетической химии, биоматериалов и композиционных материалов, неразрушающих методов контроля. Также бизнес просит у нас помощи в исследовании проблем Арктики, разведке и разработке трудноизвлекаемых и нетрадиционных запасов углеводородов".
Вторая группа показателей, обеспечивающих рост российских университетов в рейтингах, связана с развитием научно-исследовательской деятельности и увеличением количества публикаций. С 2013 года университеты--участники проекта "5-100" реализовали более 2250 научно-исследовательских проектов с привлечением ведущих ученых, говорят организаторы. За это время вузы подготовили 3926 научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов в партнерстве с российскими и международными высокотехнологичными компаниями.
"Интенсивное развитие научно-исследовательской деятельности российских университетов позволило значительно увеличить их библиометрические показатели,— отмечают в проектном офисе программы.— Университеты--участники проекта "5-100" можно назвать флагманами российской науки на мировой арене". Их доля в общем числе российских публикаций, проиндексированных в базах данных Web of Science и Scopus, выросла с одной шестой части в 2012 году до более 30% в 2016-м. В общем количестве высокоцитируемых российских публикаций доля участников программы приближается к 50%.
Третья группа факторов повышения конкурентоспособности российских университетов — их интернационализация. В среднем с 2013 года доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в вузах--участниках проекта "5-100" увеличилась в 4,5 раза. За это же время количество иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах, практически удвоилось. "Наша программа развития сконцентрирована на привлечении в МФТИ лучшего человеческого капитала на всех уровнях: от абитуриентов до профессоров и ведущих ученых. Особое внимание в ней уделяется интеграции научных исследований мирового уровня и образования. Такие проекты дают не моментальный, но стабильный эффект, что находит отражение и в рейтинге THE, в котором Физтех улучшает свои позиции уже третий год подряд", — рассказал директор по развитию МФТИ Виталий Баган.
Работа по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ позволила существенно расширить российское присутствие на мировом образовательном рынке, утверждают в проектном офисе "5-100". Если в 2012 году в ведущие мировые рейтинги входило только 15 российских вузов, то на 11 сентября 2017 года их уже 40. Из них 17 представлены в топ-200 ведущих мировых рейтингов, включая отраслевые, а 11 российских вузов добрались до топ-100. Организаторы отметили также, что "увеличение показателей в рамках трех групп факторов — образовательных, научных и факторов интернационализации — позволяет формировать репутацию российских университетов как ведущих мировых научно-образовательных центров".
"Молодые университеты стран АТР значительно обогнали своих европейских и североамериканских коллег"
Заместитель главы Минобрнауки РФ Людмила Огородова о тенденциях развития вузов