Второй фронт
Почему к делу «Седьмой студии» подключили ФСБ
К делу против Кирилла Серебренникова подключилась ФСБ. Оперативным сопровождением расследования занимается служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, хотя режиссера обвиняют в экономическом преступлении. Некоторые эксперты предположили, что это может говорить о политизации процесса. Так ли это и почему «вторая» служба» занялась делом против Серебренникова? Разбиралась Наталья Жданова.
Сотрудники ФСБ подключились к сопровождению резонансного дела не сразу, а после обысков в «Гоголь-центре» и первых задержаний. По данным издания РБК, так называемая «вторая» служба занялась проверкой связей и контактов фигурантов дела. На предмет чего — не ясно.
Кирилла Серебренникова обвиняют в хищении 68 млн руб., выделенных на реализацию театральных проектов его продюсерской компании «Седьмая студия». Поэтому то, что дело сопровождает служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, вызывает подозрения в политизации процесса, — считает адвокат Сергей Бадамшин: «УЗКС занимается делами, которые действительно имеют отношение к политике. Это дает основания полагать, что в данном уголовном деле есть иные интересы, помимо экономических».
Раньше это же подразделение ФСБ сопровождало дела против националистов БОРН, а также лидеров запрещенного движения «Русские» Дмитрия Демушкина и Александра Белова (Поткина); кроме того, сотрудники «второй» службы участвовали в задержании исполнителей убийства Бориса Немцова — то есть занимались делами, которые имеют отношение к политике. Поэтому многих удивило, что подразделению по защите конституционного строя поручили сопровождать расследование против Серебренникова. Но, как выяснилось, оно также курирует дела, связанные с Министерством культуры. Журналист, редактор отдела расследований «Новой газеты» Роман Анин уверен, что здесь не нужно искать дополнительный политический подтекст: «Одна из их функциональных обязанностей — курирование как раз Министерства культуры. К примеру, когда в Эрмитаже были обыски, связанные с хищениями, то этим тоже занимался УЗКС. Служба большая, там есть разные подразделения, то есть искать здесь дополнительную политическую подоплеку, которой в этом деле и так хватает, не стоит».
Один из источников РБК сказал, что «вторая» служба оперативно обеспечивает деятельность Министерства культуры». Как именно ведется эта работа и затрагивает ли она идеологическую и политическую составляющие, до конца не ясно. Раньше служба действительно этим занималась, рассказал бывший начальник центра общественных связей ФСБ Александр Михайлов. Он также выразил уверенность в том, что идейные противники России до сих пор используют учреждения культуры для собственной пропаганды: «Деятели культуры с точки зрения формирования идеологии в советские времена были одним из лакомых кусков, поэтому в те годы мы этими вещами занимались очень предметно. Очень часто деятельность подобного рода используется под видом так называемого культурного обмена — внедрения в сознание людей стандартов, которые не соответствуют нашей идеологии».
Также господин Михайлов заявил, что спецслужбы ближе к теме интеллигенции и умеют работать с ней более деликатно, чем МВД — поэтому к делу против Серебренникова подключили именно ФСБ.
Сейчас режиссер находится под домашним арестом. Его защитники подали апелляцию, которую Мосгорсуд должен рассмотреть 4 сентября.