6 декабря 1971 года в Париже скончалась артистка балета, прима-балерина Мариинского театра и заслуженная артистка Его Величества императорских театров Матильда Кшесинская. Жизненный и творческий путь примы — в фотогалерее “Ъ”.
«Быть славой и украшением русского балета — вот то, что теперь волновало мое воображение»
Мария-Матильда Феликсовна Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в Лигово под Петербургом в семье артиста балета поляка Феликса Кшесинского. Профессия отца предопределила судьбы его детей — все трое обучались балетному мастерству, а позже танцевали в Мариинском театре. После зачисления в труппу театра первое время выступала под именем Кшесинская-2 — Кшесинской-1 именовалась ее сестра Юлия, также выступавшая в театре
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
«В день выпускного спектакля решилась судьба всей моей жизни»
23 марта 1890 года Кшесинская окончила Императорское театральное училище, исполнив па-де-де в балете «Тщетная предосторожность». После выступления артистка впервые встретилась с будущим императором Николаем II, с которым впоследствии состояла в отношениях в 1892–1894 годах. «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, все было как сон»,— позже написала Кшесинская в мемуарах
Фото: Wikipedia
В 1896 году Кшесинской был присвоен статус примы-балерины императорских театров, получение которого недоброжелатели артистки связывали со связями при дворе. Сама Кшесинская отмечала нездоровую атмосферу в театре и давление на директора императорских театров Ивана Всеволожского, которое оказывалось «разными кругами» с целью усложнить ее жизнь и повлиять на карьеру. Впрочем, Кшесинскую и саму обвиняли в интригах — при ней практически прекратилась практика приглашения иностранных балерин. В 1901 году жалоба государю на наложенный на нее штраф за самовольное изменение костюма в балете «Камарго» послужила причиной увольнения нового директора императорских театров Сергея Волконского
Фото: Imperial Mariinsky Theatre / Wikipedia
Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику — например, с 1898 года брала уроки у знаменитого балетмейстера Энрико Чеккетти. В 1904 году на своем прощальном бенефисе стала второй в мире балериной, исполнившей 32 фуэте (до этого такой виртуозностью могла похвастаться только итальянка Пьерина Леньяни). В 1911 году Матильда принимала участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева за границей. Ее участие стало своеобразным примирением после конфликта, который произошел двумя годами ранее при подготовке первого балетного сезона в Париже,— Кшесинская была оскорблена предложением Дягилева танцевать, по ее словам, «незначительную роль в балете “Павильон Армиды”»
Фото: Imperial Mariinsky Theatre / Wikipedia
«Все это недоброжелательство мне так надоело, так опротивело, что у меня все более и более крепло желание покинуть вовсе сцену и уйти подальше от всех неприятностей»
В 1904 году Кшесинская уволилась из театра, однако продолжила разовые выступления, причем за каждый спектакль гонорар балерины составлял 500 руб., после 1909 года — по 750 руб. (около 800 тыс. руб. в современном эквиваленте)
Фото: Imperial Mariinsky Theatre / Wikipedia
«В мое сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала: это был уже не пустой флирт»
Личная жизнь Матильды Кшесинской до сих пор является предметом жарких обсуждений и споров, тем более что ей удалось покорить сердца трех представителей рода Романовых — цесаревича Николая Александровича, князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. В 1902 году она родила сына Владимира, до последнего намереваясь назвать его Николаем, но не решилась этого сделать. Споры об отцовстве не утихают до сих пор. Только в 1911 году ее сын получил отчество Сергеевич и фамилию Красинский, а также потомственное дворянство. В 1921 году, будучи в эмиграции, Кшесинская вступила в брак с князем Андреем Владимировичем, который усыновил мальчика
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
«Проезжая как-то мимо своего дома, я увидела Коллонтай (Александра Коллонтай, революционерка, член ВКП(б), нарком, посол.— “Ъ”) разгуливающей в моем саду в моем горностаевом пальто»
После февральской революции Кшесинская лишилась особняка, дачи, двух автомобилей и многих ценных вещей, скиталась по квартирам своих друзей и родственников. В июле того же года перебралась в Кисловодск, где прожила до конца 1919 года. Опасаясь наступления большевиков, Кшесинская покинула Россию окончательно в 1920 году, поселившись на собственной вилле «Алам» во французском городе Кап-д’Ай
Фото: Library of Congress
«В моей жизни я видала и любовь, и ласку, и заботу, но видала я помимо горя и много зла. Если о чинимых мне кознях я и пишу, то не говорю о тех, кто мне их делал»
Великий князь Кирилл Владимирович, объявивший себя в 1924 году главой дома Романовых в эмиграции, в 1926 году присвоил Кшесинской и ее потомкам титул и фамилию князей Красинских, а в 1935 году — «светлейших князей Романовских-Красинских»
Фото: Imperial dance by Coryne Hall / Wikipedia
«Не без колебания и страха стояла я за кулисами, пока наконец решилась выйти на сцену. Что тут произошло, трудно описать. Вся публика в зале встала со своих мест и приветствовала меня громом аплодисментов»
Последнее выступление в России состоялось в апреле 1917 года перед солдатами лейб-гвардии Кексгольмского полка. Кшесинская до последнего сомневалась, стоит ли ей выступать из-за опасений за свою жизнь
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
«Современные танцовщицы много сильнее прежних по своей технике, и в этом я ничего не вижу плохого. Техника идет вперед — это естественно, но у них нет той силы в игре, которая была раньше»
В 1929 году Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже. Вышла на сцену в последний раз в июле 1936 года, ее выступление вызвало восторг публики лондонского «Ковент-Гардена» — 63-летнюю балерину вызывали на бис 18 раз. Незадолго до своего 100-летия, 6 декабря 1971 года, скончалась в Париже. На могиле на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа выгравировано: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская»
Фото: imago / Cola Images / ТАСС