Россияне отказываются от путешествий
и реже обращаются к туроператорам
Россияне все реже готовы пользоваться услугами туроператоров: доля тех, кто рассматривает возможность обращения к ним, за год сократилась с 28% до 26%, подсчитали в НАФИ. Досуг дома или на даче респонденты при этом все чаще предпочитают познавательным поездкам и лечению в санаториях.
За год доля россиян, готовых при поездке в отпуск воспользоваться услугами туроператоров, сократилась на два процентных пункта, с 28% до 26%. Такие данные в своем исследовании по итогам опроса россиян приводит аналитический центр НАФИ. Вообще не планируют обращаться к услугам организованного рынка в этом году 67% россиян против 61% годом ранее, уточняют аналитики. При этом в НАФИ добавляют, что в Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках и небольших городах с населением 50–100 тыс. жителей доля людей, готовых обратиться к туроператорам, значительно выше и составляет 36–37%. Но говорить о росте доли самостоятельных путешественников не приходится: 68% опрошенных НАФИ респондентов заявили, что не готовы искать и бронировать жилье самостоятельно. В 2016 году этот показатель оценивался в 63%. Искать и покупать авиабилеты не готовы 67% респондентов против 60% годом ранее.
Эта динамика может быть связана с изменившимся отношением россиян к отдыху. Как следует из отчета НАФИ, за четыре года (период с 2013 по 2017 год) доля респондентов, предпочитающих экскурсионный отдых, сократилась с 25% до 20%. Доля интересующихся лечением в санаториях за тот же период снизилась с 21% до 15%. Это падение произошло за счет роста аудитории, выбирающей отдых дома (с 20% до 35%), на даче (с 18% до 36%) и активный (с 17% до 30%). Доля россиян, предпочитающих пляжный отдых, остается стабильной с 2010 года и по расчетам НАФИ составляет 38%.
В аналитическом центре падение интереса к познавательным поездкам и рост доли россиян, предпочитающих проводить отпуск дома, связывают с экономическим кризисом, который заставил многих потребителей отказаться от привычного отдыха.
Данные самих участников рынка организованного туризма этим летом идут вразрез с расчетами социологов. Так в Ассоциации туроператоров России (АТОР) ранее отмечали растущий в этом году интерес путешественников к поездкам за рубеж. Рост спроса по данным организации составляет 10–30% в зависимости от направления. Согласно данным погранслужбы ФСБ, которые приводит Российский союз туриндустрии, по итогам первого квартала этого года число россиян, выезжающих за рубеж с целью туризма, выросло на 44,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Почему интерес туристов к дорогим отелям падает
Укрепление рубля в конце июля остановило вызванный кризисом резкий рост операционных показателей московских отелей сегмента luxury. В первом полугодии их загрузка впервые с 2014 года начала сокращаться. Интуристам и корпорантам теперь приходится ориентироваться на более бюджетные гостиницы