Вспоминая принцессу Диану
Фэшн-уроки с королевским размахом
Двадцать лет назад мир потерял принцессу Уэльскую. В Великобритании ее называли королевой людских сердец — за то, что она искренностью покоряла людей и внесла большой вклад в благотворительность. Прекрасно продуманный гардероб сделал леди Ди еще и иконой стиля (лишний раз в этом можно было убедиться на недавней выставке ее нарядов в Кенсингтонском дворце) ранга Жаклин Кеннеди. Она и сегодня продолжает вдохновлять мир моды. Уроки стиля самой фотографируемой женщины XX века — в ее образах и цитатах.
Я не живу по правилам. Я руководствуюсь сердцем, не головой
Несмотря на то что предки Дианы были королевских кровей, будущая принцесса, обожавшая детей, работала помощницей воспитателя в детском саду «Молодая Англия» в Пимлико. В те времена она носила скромные юбки ниже колен, а поверх накрахмаленной рубашки надевала шерстяной пуловер или классический кардиган. Именно в таком наряде она и познакомилась с принцем Чарльзом. Когда пара официально объявляла о помолвке 24 февраля 1981 года в Букингемском дворце, публика увидела Диану в строгом синем костюме. На пальце у нее красовалось обручальное кольцо с огромным сапфиром в окружении 14 бриллиантов. Копию этого украшения заказывали в Великобритании частенько, оригинал теперь по праву перешел к герцогине Кембриджской Кэтрин Миддлтон.
Чуть забегая вперед, отметим, что в медовый месяц Диана позировала перед журналистами в твидовом костюме от Bill Pashley. Дальше были блузы с рюшами и бантами, платья в цветок, объемные рукава. Не все эксперименты начинающей принцессы можно назвать успешными, но именно так она по крупицам выстраивала свой образ.
Я очень любила своего супруга, хотела все делить с ним и думала, что мы с ним — одна команда
29 июля 1981 года Диана Фрэнсис Спенсер стала принцессой Уэльской. За грандиозной свадебной церемонией, которую называли свадьбой века и которая обошлась британской казне в £2,859 млн, в прямом эфире следили около 750 млн человек по всему миру. Естественно, внимание было приковано к пышному наряду невесты. Для работы над платьем выбрали неизвестных на тот момент дизайнеров Дэвида и Элизабет Эмануэль. Платье получилось просто сказочным: ручная вышивка, 10 тыс. жемчужин, стразы, кружево, шелковая тафта цвета слоновой кости, бриллиантовый пояс и шлейф более семи метров в длину. Еще 137 м тонкой дорогой ткани потребовалось на фату. Королевский размах едва не испортил роскошный образ принцессы — подол, шлейф и фата изрядно помялись, пока невесту везли до места проведения церемонии. Но в целом Диана справилась, и немудрено: накануне она долго репетировала свой свадебный выход с помощью двух простыней, имитировавших бесконечный шлейф. Возможно, ей помог талисман «на счастье»: по воспоминаниям дизайнеров, мать Дианы попросила пришить к платью золотую подковку с маленьким бриллиантом.
Мне нравится быть свободной духом. Некоторые не любят это, но такова я
Популярность принцессы Дианы стремительно росла, и одновременно все сильнее ощущалось ее влияние на мир моды. Она подарила новую жизнь асимметрии, яркому total look и обуви на низком каблуке (Диана была одного роста с принцем Чарльзом — 178 см). Модельеры мечтали одеть ее, а фотографы — первыми запечатлеть в новом образе. Леди Ди умела удивлять, сохраняя королевское приличие: расшитое пайетками синее вечернее платье от Catherine Walker с подкладными плечами, наряд в стиле фламенко и непарные перчатки от Murray Arbeid, коктейльное платье David Sassoon, напоминающее мужской смокинг, и изумрудно-алмазное колье, надетое как тиара. А какой эффект произвело легендарное синее платье Victor Edelstein, в котором принцесса ужинала в Белом доме и в котором исполнила незабываемый танец с Джоном Траволтой! В марте 2013 года этот вечерний наряд был продан в Лондоне на аукционе за £240 тыс.
В одном из документальных фильмов сын принцессы, принц Гарри вспоминает: «Мне кажется, один из ее девизов звучал так: шали сколько хочешь, только не попадайся. Она была одним из самых озорных родителей. Она приходила посмотреть, как мы играем в футбол, и тайком от всех засовывала конфеты нам в гетры».
Люди называют меня Мэрилин Монро восьмидесятых годов и думают, что это большое счастье
Ее часто сравнивали с Мэрилин Монро. Достаточно вспомнить блестящее струящееся платье со смелым разрезом от Bruce Oldfield: схожесть сложно не заметить. Это платье Диана надевала во время визита в Австралию, а еще ранее появилась в нем на лондонской кинопремьере. Другой знаменитый наряд — бархатное винное платье с открытой спиной и элегантной жемчужной нитью от Catherine Walker — попало под фотообъективы на премьере фильма «Назад в будущее» в 1985 году и снова напомнило роскошные вечерние наряды Мэрилин Монро. Напомним, что Элтон Джон посвятил принцессе композицию «Candle in the Wind» — она стала ремейком на песню 1973 года, адресованную знаменитой голливудской блондинке. В 2007-м песня «Candle in the Wind» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый распродаваемый сингл за всю историю музыки.
Ничто не доставляет мне большего счастья, чем пытаться помочь наиболее уязвимым людям в обществе. Это цель и существенная часть моей жизни — своего рода судьба. Те, кто находится в бедственном положении, могут позвонить мне. Я прибегу, где бы они ни были
Принцесса Диана известна как активный борец со СПИДом, выступала она и против производства противопехотных мин. В 1998 году журнал Time назвал Диану в числе 100 самых важных людей XX века. Известно, что принцесса отказалась от перчаток на официальных мероприятиях, заявив, что хочет на самом деле касаться рук при встрече. На королевских приемах за рубежом Диана старалась продемонстрировать дружеский жест и выбирала наряды в цветах страны, которую посещала. Образ на благотворительных и дипломатических вечерах говорил о многом: в гардеробе принцессы даже было платье с вышитой эмблемой Саудовской Аравии.
А я-то думала, неверные мужья задабривают жен чем-то стоящим!
Эту фразу Диана произнесла, когда узнала, что принц Чарльз приготовил ей в подарок на Рождество набор стразов. А после публичного выступления супруга, в котором тот рассказал о романе с леди Камиллой, принцесса Уэльская появилось в Serpentine Gallery в смелом наряде Christina Stambolian: в тот вечер она обнажила плечи (декольте тоже было вполне достаточным), ноги, а выразительную шею украсила эффектным колье. Дерзкий наряд отбил славу принца Чарльза: на следующий день Диана появилась на обложках журналов в том самом черном «платье мести». В статусе жены наследника она выбирала лишь британских модельеров, чтобы поддержать местные дома моды. После развода ее гардероб пополняли новые дизайнеры, такие как Versace, Dior, Christian Lacroix. А на фото все чаще стали мелькать стройные ноги, открытые плечи, тонкая талия и подчеркнутый силуэт леди Ди. И мир увидел смелую, сильную, свободную Диану.