Непыльная работа

Законодательство

Законопроект о запрете открытой перевалки угля в портах появился после того, как юный житель Находки пожаловался в ходе прямой линии президенту РФ Владимиру Путину на угольную пыль, постоянно окутывающую его родной город. Предполагается, что уже в 2018 году новый закон может вступить в силу.

Действующий угольный терминал и строящаяся третья очередь АО "Восточный порт"

Фото: ООО «Управляющая портовая компания»

Авторы законопроекта предлагают регламентировать открытую перевалку угля на терминалах, находящихся в границах населенных пунктов, чтобы тем самым улучшить экологическую обстановку в припортовых городах. Неспециализированным терминалам грозят существенные затраты в переоснащение портовой инфраструктуры. Однако далеко не все игроки рынка перевалки угля считают принятие нового закона барьером для серьезного ведения бизнеса. Так, в крупнейшей российской стивидорной компании, действующей на Дальнем Востоке, АО "Восточный порт" уверены, что повышение экологической безопасности входит в обязанность компании независимо от принятия новых запрещающих законов. И при этом можно оставаться крупнейшим российским стивидором.

Угольные амбиции

В конце 2016 года, еще до того как проблема угольного пыления в Находке прозвучала на всю страну, крупнейшая стивидорная компания России "Восточный порт" при содействии единоличного исполнительного органа ООО "Управляющая портовая компания" взяла на себя обязательства еще активнее внедрять на своем портовом терминале самые современные экологические разработки, существующие в мире, и передавать информацию об этом властям Приморья, чтобы положительный опыт компании могли использовать и другие стивидоры, работающие на той же территории. Такое решение было закреплено заключением соглашения о сотрудничестве в сфере экологической безопасности с администрацией Находкинского городского округа. За период с 2012 по 2017 год в экологическую безопасность АО "Восточный порт" было инвестировано более 1 млрд руб., они направлены на модернизацию оборудования, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и восполнение морских биоресурсов.

Опыт "Восточного порта" особенно интересен, если учитывать рекордные объемы угля, который компания отгружает ежегодно, и ее амбиции в плане дальнейшего развития. Сегодня экспортный уголь составляет 100% всего грузооборота АО "Восточный порт", предприятие считается крупнейшим угольным портом страны, а объемы грузооборота растут уже несколько лет подряд. Среди грузополучателей — страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Корея, Япония и Китай. В 2015 году производственными комплексами АО "Восточный порт" было переработано 22,8 млн тонн угля (32% от грузооборота угольных портов Дальневосточного бассейна и порядка одной пятой от грузооборота всех угольных портов), что на 0,9 млн тонн груза больше показателей предыдущего года. По итогам 2016 года "Восточный порт" установил новый для России рекорд объемов перевалки угля одним предприятием за один календарный год, обработав 23,5 млн тонн. В 2017 году объем его перевалки прогнозируется на уровне 24 млн тонн.

В компании заявляют, что и далее намерены увеличивать объемы перевалки угля и оставаться крупнейшим оператором на российском рынке стивидорных услуг. "Наша цель — увеличение почти вдвое мощности "Восточного порта" за счет реализации масштабного инвестиционного проекта третьей очереди специализированного угольного комплекса,— говорит первый заместитель генерального директора--коммерческий директор ООО "Управляющая портовая компания" Ирина Ольховская.— В проект уже инвестировано более 24 млрд руб. из запланированных 31 млрд руб., образован искусственный земельный участок, построен глубоководный причал, проведены строительно-монтажные работы и сборка специализированной углепогрузочной техники, установлены мощные высокотехнологичные стакеры, реклаймеры и судопогрузочные машины. Полномасштабная реализация проекта обеспечит увеличение ежегодных налоговых отчислений на 3 млрд руб. в бюджет Приморья и создание 400 дополнительных рабочих мест".

Заявление амбициозное, но звучит вполне реалистично. Во-первых, благодаря заключенным долгосрочным контрактам с ведущими российскими производителями и экспортерами угля, которые на сегодня уже подтверждены грузовой базой. В настоящее время АО "Восточный порт" как порт общего доступа обеспечивает экспортную перевалку угля производства следующих компаний: "Кузбассразрезуголь", СУЭК, "Кузбасская топливная компания", "Русский уголь", "Сибуглемет", "Промугольсервис", "Шахта "Беловская"", "Разрез "Степановский"", "Разрез "Бунгурский Северный"" и других производителей угля.

Во-вторых, благодаря постоянно внедряемым новейшим технологиям порт не только увеличит пропускную способность, но и станет самым современным специализированным угольным комплексом в стране. Уже сегодня уровень оснащения порта соответствует лучшим мировым стивидорам. Специализированное оборудование и техника, включая вагоноопрокидыватели, системы конвейеров, стакеры, реклаймеры, судопогрузочные машины и технологии, используемые в порту, отвечают последним требованиям отрасли.

Также важно то, что сегодня АО "Восточный порт" осуществляет не просто перевалку экспортного груза, а выполняет дополнительно определенные технологические операции с углем, позволяющие конечному потребителю получить продукт премиум-класса, из которого изъяты металлические включения, снижающие качество и цену продукции. Так, например, в порту установлена уникальная для России многоступенчатая магнитная система очистки угля от посторонних включений, которая позволяет гарантировать экспортные поставки качественной продукции, соответствующей международным стандартам. В местах пересыпки груза установлены специальные высокотехнологичные магнитные сепараторы, которые берут на себя задачу исключить любые металлические включения и мусор. Примечательно, что техника для этой установки — сами магниты — приобретена за рубежом, а технология была разработана специалистами "Управляющей портовой" и "Восточного порта".

В результате реализация самого крупного портового инвестпроекта на Дальнем Востоке решает одновременно сразу несколько остро стоящих перед экспортерами проблем: проблему гарантий качества, увеличения грузооборота одного из важнейших портов на востоке страны, инфраструктурные вопросы, а также обеспечивает доступ к экспортным рынкам для мелких и средних угледобывающих компаний.

Без лишней пыли

Собственно высокая технологическая оснащенность порта гарантирует не только его высокую производительность, но и позволяет устанавливать самые высокие на сегодня экологические стандарты. Напомним, после того, как в России вступил в силу федеральный закон N219-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об охране окружающей среды"", все предприятия должны внедрять экономически рентабельные технологии, минимизирующие образование отходов и выбросов. Тем же законом определено, что наилучшие доступные технологии производства товаров, оказания услуг и т. д. определяются на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. Как заявляют в компании, исходя из обязательств выполнения этого закона "Восточный порт" и строит сегодня работу своего угольного терминала.

Высокотехнологичное специализированное оборудование порта, очистные сооружения, системы аспирации и водного орошения, снегогенераторы и ветрозащита как раз и обеспечивают минимизацию образования отходов и выбросов, о чем и идет речь в обновленном законодательстве. Четыре судопогрузочные машины, два тандемных вагоноопрокидывателя, два стакера и четыре реклаймера, вагоноразмораживающие устройства, магнитные сепараторы, дробильно-сортировочный комплекс — всего лишь часть небольшого перечня технического оснащения, которое позволяет достичь 100% автоматизации процесса перевалки угля.

В настоящее время Управляющая портовая компания реализует в "Восточном порту" проект строительства третьей очереди угольного комплекса. На ней начнут работу две судопогрузочные машины, два тандемных вагоноопрокидывателя. Ведется строительство четырех дополнительных угольных складов с возможностью единовременного хранения около 800 тыс. тонн угля. Также будут построены вагоноразмораживающие устройства и вся необходимая железнодорожная инфраструктура. В эксплуатацию уже сдан причал, способный принимать суда дедвейтом до 180 тыс. тонн. "При проектировании и строительстве данного объекта основные усилия были направлены на поиск и внедрение наилучших доступных технологий в области экологии, применяемых в угледобыче и углепереработке в настоящее время",— утверждает начальник отдела экологии АО "Восточный порт" Виктория Арсентьева.

В качестве таких технологий "Восточный порт" использует аспирационную установку вагоноопрокидывателя, которая позволяет собирать мелкие частицы угольной пыли, предотвращая их выброс в атмосферу. Здесь же установлена система увлажнения перегружаемых грузов — "сухой туман". Установлена здесь и ветровая защита.

Кроме того, проектом третьей очереди предусмотрена реализация целого комплекса мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия на водную среду. В частности, создание ливневой и производственной канализации локальных очистных сооружений, с помощью которых будут отводиться и очищаться дождевые и производственные стоки. Уже построены локальные очистные сооружения типа ЭКО-Л для очистки сточных вод, смонтированы емкости, собрана система многоуровневой фильтрации воды. В "Восточном порту" сообщили, что на сегодня все водоочистные сооружения третьей очереди готовы к вводу в работу.

Что касается законопроекта, принятие которого готовится сегодня в Госдуме, то в Управляющей портовой компании полагают, что запрет открытой перевалки угля — избыточная норма. "Мы провели достаточное количество конструктивных консультаций с депутатами Государственной думы по данному вопросу и совместно пришли к выводу, что, учитывая достигнутый уровень технического прогресса, нет смысла запрещать открытую перевалку угля,— объясняет Ирина Ольховская.— В мире в принципе нет полностью закрытых портов: в Европе, Китае, Японии работают открытые порты, склады. Это связано прежде всего с тем, что уголь является пожароопасным материалом. К примеру, на Дальнем Востоке переоборудовали ряд закрытых терминалов с удобрениями под перевалку угля. Там теперь системно происходит возгорание угля, который, пока не выгорит, будет гореть и тлеть. И задымление будет достаточно серьезное".

Решением же "пылевой" проблемы, по мнению первого заместителя генерального директора Управляющей портовой компании является только комплексное рассмотрение этого вопроса под руководством федеральных органов исполнительной власти и отраслевых объединений морских портов: лишь в этом случае можно принять правильные и выверенные законодательные решения в вопросе обеспечения экологической безопасности городов, сохранения растущих темпов развития портовой отрасли России и роста инвестиционного потенциала Дальнего Востока.

Константин Анохин

Вся лента