Перевозчики прокатили аукцион
Торги на осуществление пассажирских перевозок в Екатеринбурге не состоялись
Начало реформы общественного транспорта в Екатеринбурге откладывается. Объявленные мэрией первые шесть аукционов на 13 маршрутов так и не состоялись — их проигнорировали участники рынка. Кроме того, перевозчики стали массово жаловаться в антимонопольный орган на избыточные и невыполнимые требования в контрактах. УФАС встал на их сторону. Городская администрация в свою очередь пытается обжаловать решения антимонопольного органа.
Как стало известно „Ъ-Урал”, на днях в очередной раз был признан несостоявшимся аукцион администрации Екатеринбурга на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам № 042 и № 021на общую сумму 59,1 млн руб. По данным картотеки госзакупок, на аукцион не было подано ни одной заявки. Таким образом, мэрии не удалось провести уже шесть аукционов. Все они включали обслуживание по 13 маршрутам. Напомним, конфликт перевозчиков и городских властей возник на фоне объявленной в Екатеринбурге транспортной реформы, предполагающей сокращение маршрутов и увеличение частоты движения общественного транспорта. Для этого и были объявлены аукционы на конкретные маршруты.
Несмотря на отсутствие заявок, на аукционы было подано девять жалоб от потенциальных участников, которые оспаривали условия технического задания, подготовленного мэрией.
«В документации установлены избыточные и невыполнимые требования к исполнителю контракта, что приводит к ограничению числа участников закупок»,— подчеркивается в одной из жалоб местного перевозчика. Согласно данным частной транспортной компании «СпринтТранс», документация аукциона была составлена с нарушением федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе, что в итоге и подтвердили специалисты регионального УФАС. Согласно решению антимонопольного органа, заказчик не обосновал использование своих технических характеристик транспортных средств, не соответствующих федеральному законодательству. Кроме того, указанные в технической документации размеры автобусов не совпадали с закрепленными в законодательстве (мэрия допускала на маршруты автобусы длиной 7,5 м, хотя в законе их длина должна быть больше). Также дата окончания подачи заявок приходилась на выходной день, что является незаконным.
В итоге антимонопольный орган предписал городской администрации устранить нарушения, что мэрия частично и сделала — изменила требования к габаритам автобусов и перенесла сроки окончания подачи заявок. При этом юристы мэрии обжаловали решения антимонопольщиков. Как ранее пояснял заместитель председателя городского транспортного комитета Сергей Яскевич, городская администрация считает свои требования обоснованными и направила соответствующее заявление в свердловский арбитражный суд. Он также сообщил, что на рынок может зайти новая транспортная компания, которая будет готова выполнить требования заказчика.
Участники рынка считают, что ситуация не изменится: тендеры будут игнорироваться перевозчиками и дальше. Они указывают, что многие требования заказчика избыточны и вызывают раздражение у участников рынка. «Например, требования к освещенности салона, которые превышают заводские показатели. Если автобус выпускается в таком виде заводом, то какие требования могут предъявляться к перевозчикам?» — заявил собеседник „Ъ-Урал”, пожелавший не афишировать свое имя. По мнению директора некоммерческой организации «Городские пассажирские перевозки» Юрия Минина, чтобы удовлетворить все требования, перевозчикам необходимо пойти на финансовые риски. «Для подачи заявки на участие в торгах только по одному лоту компании необходимо было приобрести порядка 60–90 транспортных средств. Средняя стоимость одного транспортного средства составляет порядка 2,9 млн руб., а окупаемость — минимум три года. При этом сам контракт предполагается заключить только на два года»,— пояснил господин Минин.