Доверительное управление
Intel выяснили, почему сегодняшние автолюбители не любят завтрашние автомобили
Производитель электронных устройств и микрочипов Intel неожиданно для многих технических экспертов оказался в авангарде движения за автономность транспортных средств от водителей. Заключив партнерство с BMW и Delphi Automotive, а также завершив приобретение израильского производителя технологий для «самодвижущихся» автомобилей Mobileye за $15 млрд., Intel объявил о запуске проекта по тестированию 100 беспилотных моделей четвертого уровня.
Тестирование должно начаться уже в конце нынешнего года. Соединение наработок Mobileye в области навигации, создания камер и датчиков с компьютерными платформами Intel должно привести к появлению не просто «бесчеловечного” транспорта. Масштабная цель — построение целой транспортной инфраструктуры, функционирующей в режиме «автомобиль-облако», и использующей коммуникационной технологии 5G. Фантастическое будущее — уже не за горами. Во всяком случае, генеральный директор Intel Брайан Кржанич уверен, что «детям его дочерей точно не придется учиться управлению автомобилем».
75% американцев опасаются поездок в салонах беспилотных автомобилей
Впрочем, вопрос о том, как сей факт воспримут внучки Кржанича и его дочери, остается открытым. Будучи абсолютно уверенными в успешном будущем беспилотных автомобилей, специалисты корпорации совсем не уверены в готовности обычных пользователей доверять свою транспортировку и жизнь автомобилям без водителя. Статистика Американской автомобильной ассоциации показывает, что 75% американцев опасаются поездок в салонах беспилотных автомобилей. Недавнее исследование Intel позволило выяснить причины таких опасений и определить способы, как повысить уровень доверия потребителя.
Примечательно, что в исследовании приняли участие те, кто знал о беспилотниках лишь понаслышке. И одной поездки на «автопилоте» хватало, чтобы значительно пошатнуть укоренившиеся стереотипы и вызвать значительные симпатии к транспорту будущего. Большинство опрошенных по итогам тестирования «автопилота», по словам Джека Уиста, ведущего инженера и разработчика систем Autonomous Driving Group корпорации Intel, легко признали автономные автомобили более безопасным средством передвижения, заявив, что с нетерпением ждут их массового распространения.
Впрочем, человеческая инерция — страшная сила, и некоторые комментарии исследуемых прямо противоречат их показному энтузиазму.
Признавая большую безопасность беспилотников, способных к быстродействию и не делающих глупых человеческих ошибок, большинство участников исследования, тем не менее, искренне боятся отсутствия ответственного человека в салоне при возникновении нестандартных ситуаций: появлении на дороге животных или детей, падении деревьев или метеоритов, сбое сигналов светофора или провале грунта. Другими словами, никто из них не верит на все «сто», что искусственный мозг не впадет в ступор, если что-то пойдет не так, как это прописано программистами. Тогда как обычный гомо сапиенс — уверены они — непременно выкрутится, «проинтуичив» или среагировав наперекор логике, но на общее благо.
Забавно, но пресловутый человеческий фактор, с одной стороны, воспринимается как очевидное зло, а с другой — без человека современным пользователям тоже плохо. Родители, например, не хотят, чтобы их детей перевозил незнакомец, но и без человека, ответственного за безопасность поездки, отпускать детей тоже опасаются. Человек за рулем многих раздражает, но без него тоже плохо, потому что скучно. Неслучайно, практически все пассажиры приветствовали «человеческий голос» автомобиля и функцию голосовых команд, необходимый сурогат живого общения. Радуясь большему пространству в салоне без водителя, приглашенные на тест люди при этом испытывали дискомфорт от «вакуума» за рулем и еще больше от того, что сами не имеют доступа к органам управления. Самостийное вращение руля вызывало у них откровенное беспокойство.
Не все оказалось гладко и в области человеко-машинных интерфейсов, обеспечивающих взаимодействие между пассажирами и беспилотными автомобилями. Одной рукой голосуя за разносторонность и информативность таких интерфейсов, те же самые респонденты другой рукой их «затыкали», раздражаясь от избыточного количества навигационных уведомлений, информационных сообщений и напоминаний о правилах безопасности. К слову, в ходе исследования выяснилось, что понимание безопасности у каждого нынешнего автолюбителя свое. Как и понимание допустимых погрешностей против правил дорожного движения. Почти все участники эксперимента честно признались в том, что не готовы отказаться от вредных водительских привычек и покорно подчиниться жестким системам контроля «автопилота».