Капвложения уклоняются от роста
Мониторинг инвестиций
Подробная статистика Росстата о вложениях компаний в нефинансовые активы в первом полугодии 2017 года дает дополнительные объяснения их резкому подскоку на 4,3% во втором квартале в годовом выражении. Помимо эффекта низкой базы, влияния крупных инфраструктурных строек и одноразовых госстимулов для производителей машин и оборудования (см. “Ъ” от 28 августа), росту инвестиций явно способствовало холодное лето. Так, инвестиции в добычу нефти и газа в первом полугодии (на фоне ограничений экспорта, принятых РФ в ОПЕК) снизились на 1,2%, тогда как в добычу угля выросли на 27,4%, а в производство и распределение газа — на 31%.
Общий рост капвложений в добычу был заметно выше среднего — 7%, в том числе за счет добычи металлов, которых требовали инвестиционные стройки. Вложения же в обработку снизились на 3,2%, а внутри нее росли лишь инвестиции в потребительские и смежные с инвестиционными отрасли: производство табака (38%), текстиля (78,4%), кожаных изделий (33%), медикаментов (36,4%), мебели (70%), кокса (34,5%), электрического оборудования (6,9%), транспорта (10,3%) и деревообработки (19,7%). Вместе с этим росли капвложения в торговлю (8,6%), транспортировку и хранение (6,5%) и финансовую (на 31,4%) деятельность, которая стала активно подпитывать потребительский спрос.
Заметно, особенно по сравнению с докризисным периодом, изменилась структура капвложений. Теперь собственные средства обеспечивают 56% инвестиций (50% в первом полугодии 2013 года), а в структуре заемных средств кредиты иностранных банков составляют 6,2% из 11,5% доли всех банковских кредитов (против 1,2% и 10,2% соответственно в первом полугодии 2013 года). При этом прямые инвестиции из-за границы занимают всего 0,8% всех источников финансирования капвложений (2,7% в том же периоде 2013 года).
При этом как впечатляюще ни выглядит подскок инвестиций в первом полугодии 2017 года, данные Росстата демонстрируют перелом в тенденции инвестиционного спроса. Если в третьем и четвертом квартале ежеквартальный рост инвестиций с учетом сезонности достигал среднеквартального уровня 2014 года — то в первом и втором кварталах 2017 года они оказались ниже (см. график). В третьем квартале такая динамика, вероятнее всего, продолжится, что будет свидетельствовать о рецессии капвложений.