Олег Шепталов: «Зоопарк может переехать за "Южный город"»
О будущем зоопарка и возможном переезде животных на более просторные территории
Самарский зоопарк за свою 25-летнюю историю пережил немало. Когда-то это была территория в 0,23 сотки, сегодня - два гектара. Начиналось все с 46 видов животных, сейчас их свыше двухсот. Десять лет назад зоопарк посещали в год 39 тыс. посетителей – ныне около 200 тыс. Все это заслуга коллектива зоопарка, бесконечно преданного животным. В преддверии 25-летнего юбилея зоопарка, его директор Олег Валентинович Шепталов рассказал о буднях работников и перспективах развития учреждения.
— Судьба самарского зоопарка далеко не всегда была такой, как сейчас…
— Вы себе даже представить не можете, что было здесь до того, как зоопарк был передан в областную собственность. Он просто бедствовал, когда находился в муниципальном подчинении. Первый директор Алексей Иванович Дегтярев начинал свою работу с того, что лично объезжал на единственной арендованной машине столовые и просил отходы с кухонь, чтобы покормить животных.
На территории не было ни одного дерева. А сейчас туи подросли! А ели какие стали! Озерцо для лебедей мы вырыли. Стараемся, чтобы запаха не было.
Десять лет назад зоопарк посещали 39 тыс. посетителей в год, сегодня более 200 тыс.! Сейчас у нас два га территории, а когда-то здесь было всего 0,23 сотки. Парковку за территорией большую делаем – уже место разровняли. В сентябре открываем еще одну площадку – сельское подворье, прогулявшись по которому, дети увидят сельскохозяйственных животных.
— Постоянно появляются слухи о том, что зоопарк может сменить свою прописку. Вопрос переезда уже давно назрел.
— Да. Мне известно о том, что компания «Древо» готова выделить за «Южным городом» территорию в 15 га для строительства зоопарка. Уже подписан договор о намерениях. Проектированием будущего дома для животных занимается московская фирма «Мосбио инжиниринг», специализирующаяся на таких объектах. Говорить о том, сколько будет стоить возведение зоопарка – пока рано. Но главное, что у руководства региона есть желание изменить существующую ситуацию. Конкретная работа уже ведется.
— Сколько животных содержится сейчас в зоопарке?
— Ранее, когда зоопарк был в муниципальной собственности, здесь было всего 46 видов животных. На сегодняшний день – 232 вида, общее количество 1800-1900 штук, включая кормовых, от которых мы регулярно получаем потомство.
Самарский зоопарк – единственный в России, в котором за последние годы получили приплод от крокодиловых кайманов. В этом году наши крокодилы дадут потомство уже в третий раз. Малыши должны появиться на свет в сентябре. Семь лет мы ждали потомство от черных лебедей. Дождались!
Недавно нам привезли амурского тигра по президентской программе. Мы будем создавать пару. На строительство большого вольера для тигров компания «Самаратрансгаз» выделила два млн руб. В сентябре вольер будет готов, и мы воссоединим Кактуса и Кассандру, создадим полноценную пару. Придет время, они принесут потомство, и зоопарк вложит свою лепту в сохранение этого вида. К сожалению, льву и медведю создать пару не можем – нет площади.
— Раньше и люди, и компании брали шефство над животными зоопарка. Сейчас такое практикуется?
— Сейчас мы не практикуем это. Зоопарк финансируется из областного бюджета в достаточном объеме. При этом летом многие садоводы-любители по доброте душевной несут нам с огородов все, что съедобно – фрукты, овощи. Мы лишний раз убеждаемся, что не только сотрудники зоопарка любят живность, но и многие жители Самарской области так же к ней неравнодушны. Мы с удовольствием принимаем такие «подарки» и раздаем животным в качестве дополнительного корма. В наше время обитатели зоопарка получают все необходимое. Посмотрите, как они лоснятся, какие они ухоженные!
— Каково ваше мнение: контактные зоопарки стоит запретить или они имеют право на существование?
— Как правило, в таких зоопарках предлагается погладить очень разных животных, в том числе опасных для человека. Экологического воспитания не происходит, есть только одна цель – заработать много денег. Если бы владельцы таких зоопарков проводили просветительскую деятельность, то их существование еще можно было оправдать, но в том варианте, в котором они существуют сейчас, это дикость.
Мы полностью поддерживаем проверку, которую инициировал в мае текущего года Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Были проверены зоопарки, океанариумы, дельфинарии, рыболовные, образовательные, научные и культурно-просветительские организации. Представители надзорного ведомства выяснили, как содержатся животные, как проходят их контакты с населением и др. К нам тоже приходили, никаких нарушений не выявлено. У нас площади хоть и не большие, но, по сравнению с контактными зоопарками, в разы больше. Кроме того, когда мы предлагаем посетителям погладить животное и пообщаться с ним, выбираем только самых безопасных для человека, тех, кто по характеру своему не способны навредить и с раннего возраста выкармливаются руками сотрудников – это кролики, зайцы, лисы, верблюд, петух, полозы. И за каждым таким животным закреплен конкретный работник. Остальные варианты не допустимы.
— Не всегда и люди адекватно ведут себя в зоопарках…
— Последний подобный случай произошел у нас в позапрошлом году с леопардом. Не все понимают, что зверь не обязан всегда ходить по клетке. Иногда он лежит, иногда дремлет. И вот к нам пришла посетительница, которая немного «приняла на грудь». Она начала махать сумочкой с длинной ручкой и пытаться дотянуться ей до леопарда. А что леопард? Это зверь, хищник. Что ему стоит внезапно схватить сумку? Наш леопард так и сделал. Женщина завопила: «Ой, у меня там паспорт, документы!» Наша вина в случившемся, конечно, тоже есть – не уследили. Надо было быть более бдительными. Мы сумку достали, все закончилось хорошо. Но это действительно проблема: люди не всегда правильно ведут себя в зоопарке. Поэтому мы повесили таблички на каждом шагу, пытаемся доводить правила поведения до сознания посетителей.
— Сотрудники зоопарка постоянно участвуют в разных операциях по спасению диких животных, попавших в город. Часто подобные звонки раздаются?
— Это очень сложный вопрос. Звонят нам часто, но к сожалению, у нас нет отдельной службы спасения животных. Из диких животных, хоть и редко, в город забегают лось, косуля или кабан. Когда такое животное попадает в непривычные для себя условия, его поведение становится непредсказуемым. Оно может или само пострадать, или навредить людям. По таким обращениям мы выезжаем с представителями департамента охоты и рыболовства и городской ветеринарной станцией. Обычно все хорошо заканчивается, и животное снова возвращается в природу.
Часто звонят и предлагают взять животное в зоопарк. В зоопарк живность с улицы мы категорически не можем взять. А вдруг зверье или птица больны, и это инфекция? Но и сторониться помощи не можем, хоть это и не прописано в нашем уставе. Тем более знаем, что больше никто этим вопросом не занимается. Наша сущность не позволяет сказать – не поеду, не помогу. Мы всегда готовы прийти на помощь животным или оказать консультативную помощь человеку по телефону.
— То есть зоопарк еще и консультативную помощь оказывает?
— Летом постоянно звонят по стрижам. Люди видят на земле стрижа и думают, что он никогда не взлетит. С земли эти птицы сами действительно взлететь не могут, у них слишком маленькие лапки. Поэтому стрижа нужно высоко подкинуть в воздух. Много звонков по домашнему содержанию животных, по ветеринарным проблемам. Мы всегда помогаем по мере своих возможностей.