Мусор борется за место под солнцем
Новые проекты «Ростеха» пробиваются на энергорынок
Как выяснил “Ъ”, вице-премьер Александр Хлопонин, по сути, запустил создание в России второй очереди мусоросжигающих ТЭС (МТЭС). Строить их будет подконтрольный «Ростеху» «РТ-Инвест», который уже получил право на строительство пяти станций в Подмосковье и Татарстане. Господин Хлопонин поручил подготовить финансовую модель еще четырех МТЭС в Московской области и трех — в Сочи, районе Минвод и Тамани. Но пока неясно, как финансировать проекты: энергетики и потребители против идеи возвращать инвестиции в МТЭС за счет оптового энергорынка.
Вице-премьер Александр Хлопонин одобрил предложение подконтрольного «Ростеху» фонда «РТ-Инвест» о строительстве второй очереди МТЭС (510 МВт) в Подмосковье, Сочи, в районе Минвод и Тамани. Как сообщал “Ъ” 3 августа, это предложение «РТ-Инвест» направил вице-премьеру в июле. Уже 2 августа вице-премьер дал поручение (копия есть у “Ъ”) Минэнерго, Минэкономики, ФАС, Минтрансу, Минпромторгу, «Совету рынка» (регулятор энергорынков) и «РТ-Инвесту» до 31 августа разработать финансовую модель строительства МТЭС с учетом господдержки и тарифного регулирования «с целью снижения роста стоимости электроэнергии и мощности для потребителей».
МТЭС причислены в России к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). «РТ-Инвест» в июне выиграл конкурс на первые пять станций (четыре в Подмосковье и одна в Татарстане, всего 335 МВт). Их будут строить по договорам поставки мощности (ДПМ) ВИЭ, которые гарантируют возврат инвестиций из повышенных платежей потребителей (50% платежа за МТЭС закрывает оптовый энергорынок, 50% — потребители региона). Но CAPEX МТЭС в несколько раз выше, чем солнечных или ветровых станций,— 378,7 тыс. руб. за 1 кВт, первые пять МТЭС стоят 150 млрд руб.
Вчера в Минэнерго, Минпромторге и ФАС ситуацию не комментировали. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что направили предложения в Минэкономики, там заявили, что «работа ведется». Но в «Совете рынка» “Ъ” рассказали, что считают необходимым максимально снять нагрузку с энергорынка, в частности, увеличив плату за утилизацию отходов. По мнению регулятора, основную нагрузку по оплате мощности МТЭС должны закрыть регионы, где размещены заводы. Поддерживать инвестпроекты «РТ-Инвеста» можно также за счет льгот по налогам и пошлинам, привлечения средств фондов развития и госгарантий по кредитам (эти схемы ранее предлагал Минэнерго глава «Совета рынка» Максим Быстров, см. “Ъ” от 4 июля). Для снижения CAPEX и OPEX МТЭС «Совет рынка» предлагает вовлекать в программу более дешевые проекты по модернизации действующих ТЭС, это позволит вернуть часть затрат с рынка тепла, снизить требования по локализации оборудования для МТЭС. Также регулятор предложил сделать отбор более конкурентным, отменив концепцию единого лота. Снизить платежи потребителей можно и за счет увеличения сроков возврата инвестиций по ДПМ ВИЭ с 15 до 20–25 лет.
В «РТ-Инвесте» “Ъ” сообщили, что финансовая модель по расширению проекта «на стадии обсуждения, предстоят детальные расчеты». Но среди основных параметров — тариф для населения не должен вырасти, максимально эффективная логистика, сжигание только тех отходов, которые невозможно направить во вторичный оборот.
17 июля «РТ-Инвест» в письме Александру Хлопонину сообщал, что из-за невозможности бюджетного финансирования и роста тарифов для населения, а также при неопределенности в части экологического сбора основным источником финансирования представляется ДПМ ВИЭ. Как говорят источники “Ъ” на рынке, «РТ-Инвест» в обсуждениях продолжал настаивать на финансировании МТЭС за счет энергорынка. При этом, по словам собеседников “Ъ”, обсуждается и вариант замещения МТЭС на конкурсных отборах объемов других ВИЭ, получающих поддержку энергорынка. В «РТ-Инвесте» комментарии на эту тему сочли преждевременными. На рынке ВИЭ считают, что это существенным образом изменит долгосрочные правила для инвесторов. В «Солар Системс» (принадлежит китайско-сингапурской Amur Sirius) отмечают, что, выходя на рынок РФ, компания затратила значительные средства на локализацию оборудования, «если программа поддержки заканчивается раньше, то инвестиции будут потеряны». В «ВетроОГК» «Росатома» также считают, что сокращение поддержки создает риски, «участники рынка обязаны реализовать инвестиционно емкую программу локализации, рассчитывая на поддержку рынка сбыта продукции».
В «Сообществе потребителей энергии» считают, что финансировать МТЭС за счет энергорынка дороже, чем платежами за утилизацию отходов. Межотраслевое и межтерриториальное субсидирование останавливает самостоятельное развитие сферы обращения отходов и вредит как энергетике, так и энергоемким отраслям, полагают в ассоциации.