По двум газам

Пока в России больше говорят о развитии газового транспорта, в соседней Белоруссии взялись за дело. Не так давно Минский автомобильный завод (МАЗ) представил новую модель криоцистерны для перевозки, хранения и раздачи сжиженного природного газа (метана) АПЦЗ-16 на базе автомобильного шасси МАЗ-6501Y8.

Автомобиль для транспортировки и заправки сжиженных углеводородных газов модели АПЦЗ-16 на шасси МАЗ 6501Y8 может работать как мобильная АЗС — перспективный вид бизнеса

Фото: Андрей Филиппов

Автомобиль АПЦЗ-16 на шасси МАЗ 6501Y8 — совместная разработка МАЗа и Гродненского механического завода (ГМЗ), входящего в холдинг "БелавтоМАЗ". Новинка представляет собой 16-кубовую емкость, позволяющую не только транспортировать, но и длительное время хранить сжиженный природный газ. Несмотря на то что сжиженный метан имеет стандартную температуру -161°C, конструкторы предусмотрели возможность поддерживать температуру в цистерне до -196°C и выдерживать давление 1,6 МПА.

В кормовой части цистерны предусмотрен отсек для раздаточного оборудования. С его помощью АПЦЗ-16 может работать не только как транспортировщик сжиженного газа, но и как топливозаправщик. Пульт управления установкой также размещен в отсеке.

Автомобиль построен на шасси МАЗ 6501Y8 полной массой 23 тыс. кг и с колесной формулой 6х4. Впервые для предприятия его оснастили китайским шестицилиндровым рядным двигателем Cummins ISG12G, соответствующим эконормам "Евро-5". При рабочем объеме 11,8 тыс. куб. см мотор развивает 410 л. с. при 1,9 тыс. об/мин и имеет максимальный крутящий момент 2,1 тыс. Нм при 1,1-1,4 тыс. об/мин, а его особенностью является возможность работы как на сжатом, так и сжиженном метане.

Баллоны для хранения газа расположены по бокам рамы: 486-литровый из полимерно-композитных материалов для сжатого газа находится справа, а 350-литровый криобак из нержавеющей стали для сжиженного метана — слева. Переход с одного вида топлива на другой производится дистанционно, переключателем из кабины. Каждый из баков имеет свой манометр, позволяющий постоянно контролировать запас топлива. Кроме того, АПЦЗ-16 оснащена функцией самозаправки и может пополнять криобак шасси прямо из цистерны со сжиженным газом.

Важно, что шасси МАЗ 6501Y8 в значительной степени унифицировано с дизельными автомобилями. Оригинальная топливная система, доработанное электрооборудование и прочие элементы газового оборудования приведены в соответствие с требованиями по перевозке опасных грузов. Однако рама, мосты, КП и т. д.— серийная продукция. Ничто не мешает использовать газовое шасси под установку любых стандартных надстроек — дополнительная доработка им не требуется, ведь газовые баллоны расположены на штатных местах их дизельных аналогов.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...