Пока в России больше говорят о развитии газового транспорта, в соседней Белоруссии взялись за дело. Не так давно Минский автомобильный завод (МАЗ) представил новую модель криоцистерны для перевозки, хранения и раздачи сжиженного природного газа (метана) АПЦЗ-16 на базе автомобильного шасси МАЗ-6501Y8.
Автомобиль для транспортировки и заправки сжиженных углеводородных газов модели АПЦЗ-16 на шасси МАЗ 6501Y8 может работать как мобильная АЗС — перспективный вид бизнеса
Фото: Андрей Филиппов
Автомобиль АПЦЗ-16 на шасси МАЗ 6501Y8 — совместная разработка МАЗа и Гродненского механического завода (ГМЗ), входящего в холдинг "БелавтоМАЗ". Новинка представляет собой 16-кубовую емкость, позволяющую не только транспортировать, но и длительное время хранить сжиженный природный газ. Несмотря на то что сжиженный метан имеет стандартную температуру -161°C, конструкторы предусмотрели возможность поддерживать температуру в цистерне до -196°C и выдерживать давление 1,6 МПА.
В кормовой части цистерны предусмотрен отсек для раздаточного оборудования. С его помощью АПЦЗ-16 может работать не только как транспортировщик сжиженного газа, но и как топливозаправщик. Пульт управления установкой также размещен в отсеке.
Автомобиль построен на шасси МАЗ 6501Y8 полной массой 23 тыс. кг и с колесной формулой 6х4. Впервые для предприятия его оснастили китайским шестицилиндровым рядным двигателем Cummins ISG12G, соответствующим эконормам "Евро-5". При рабочем объеме 11,8 тыс. куб. см мотор развивает 410 л. с. при 1,9 тыс. об/мин и имеет максимальный крутящий момент 2,1 тыс. Нм при 1,1-1,4 тыс. об/мин, а его особенностью является возможность работы как на сжатом, так и сжиженном метане.
Баллоны для хранения газа расположены по бокам рамы: 486-литровый из полимерно-композитных материалов для сжатого газа находится справа, а 350-литровый криобак из нержавеющей стали для сжиженного метана — слева. Переход с одного вида топлива на другой производится дистанционно, переключателем из кабины. Каждый из баков имеет свой манометр, позволяющий постоянно контролировать запас топлива. Кроме того, АПЦЗ-16 оснащена функцией самозаправки и может пополнять криобак шасси прямо из цистерны со сжиженным газом.
Важно, что шасси МАЗ 6501Y8 в значительной степени унифицировано с дизельными автомобилями. Оригинальная топливная система, доработанное электрооборудование и прочие элементы газового оборудования приведены в соответствие с требованиями по перевозке опасных грузов. Однако рама, мосты, КП и т. д.— серийная продукция. Ничто не мешает использовать газовое шасси под установку любых стандартных надстроек — дополнительная доработка им не требуется, ведь газовые баллоны расположены на штатных местах их дизельных аналогов.